История Граждановедения

E-mail Печать PDF

ИСТОРИЯ КУРСА «ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ»

Пробежав глазами содержание текмстов 4-х разделов этой страницы, а также познакомившись с уникальными кадрами телепередачи "Тема" (ведущий Владислав Листьев) с участием Я.Соколова и А.Прутченкова, Вы сможете убедиться в том, что успех "Граждановедения" был обеспечен сложной и кропотливой работой, мощным научно-методическим фундаментом и стремлением преодолеть тяжелейшую рутину, доминировавшую в отечественном обществознании (обществоведении).

  1. Концепция, программа, пособия (1989-1991)
  2. Начальный этап (1991-1997)
  3. Второй этап (1997-2001)
  4. Третий этап (2001-2008)

I. Разработка концепции, программы и экспериментальных пособий (1989-1991)

Идея создания воспитательно-образовательного курса не могла не родиться в условиях перестройки, сопровождавшейся в конце 80-х годов полным истощением системы школьного воспитания и девальвацией воспитывающего обучения.

Так, школьное воспитание по инерции осуществлялось в соответствии с требованиями программы «Примерное содержание воспитания школьников». Она предусматривала работу школы по 15 основным направлениям: формирование основ коммунистического мировоззрения, идейно-политическое, нравственное, военно-патриотическое, трудовое, правовое, атеистическое, эстетическое, экономическое, физическое, экологическое, половое воспитание, профориентация, подготовка к семейной жизни и многое другое.

Программа предписывала школе обеспечивать каждое из этих направлений словесными формами воспитания (классные часы, диспуты, беседы и пр.) и соответствующими видами деятельности.

Так, например, правовое воспитание (кроме преподавания «Основ Советского государства и права») предполагалось осуществлять проведением бесед на правовые темы и параллельным включением школьников в правоохранительную деятельность.

Понимание нереальности требования работать по 15 направлениям одновременно приводило теоретиков и методистов к попыткам соединить разные направления: например, идейно-политическое и нравственное, экономическое и трудовое, экологическое и патриотическое, нравственное и правовое…

Но еще тщательнее представители всех направлений воспитания оберегали свое «кровное» направление, обеспечивая его методически и контролируя его кооперацию со смежниками. Отдельными  аспектами такой работы, в частности, занимались и будущие авторы «Граждановедения»:

- Я.В.Соколов в статьях и книгах «Правоохранительная деятельность учащихся» в журнале «Советская педагогика» № 8, 1983; «Вопросы организации правоохранительной деятельности школьников» в книге «Правовое воспитание учащихся» (из опыта работы). М., Просвещение. 1979); в пособии «Нравственно-правовое воспитание школьников». М., Знание, 1984; в книге «Вопросы охраны природы в правовом воспитании школьников», М., Педагогика, 1979; в многочисленные выпусках пособия «Спутник классного руководителя». М., Просвещение. 1981-1985 гг.;

- В.В Берман и Я.В.Соколов в статьях и книгах «Методика правового воспитания учащихся. М., Просвещение, 1982; «Методика преподавания «Основ Советского государства и права», М, Просвещение, 1984; «Задания для самостоятельной работы по курсу «Основы Советского государства и права». М., Просвещение, 1987 и многих других изданиях.

Понятно, что идея интегративного воспитательно-образовательного курса родилась не на пустом месте.

Впоследствии эта работа очень помогла достаточно точно определить: что не нужно делать для того, чтобы добиваться успеха в создании программ и пособий для учащихся. Но главное, она способствовала пониманию того, какими могут и должны быть тексты пособий для школьников-подростков.

Однако, в те времена от школы требовалось проведение как минимум 15 словесных и 15 деятельностных мероприятий по каждому из направлений воспитания. А чтобы «закрепить» усилия и успех педколлектива, предполагалось систематически реализовывать воспитательный потенциал учебных предметов. Например, на уроках химии воспитывать патриотов,  на литературе развивать уважение к закону, а на уроках по «Основам Советского государства и права» – любовь к Родине.

Тем не менее, те руководители школ, которым результаты их основной педагогической деятельности были не безразличны, держали в руках «Примерное содержание воспитания» только для многочисленных проверяющих. Они находили реальные возможности для воспитания – налаживали школьное самоуправление и наполняли жизнь школы и внешкольных учреждений реальными творческими делами. Их подпитывали идеи О.С.Газмана, Л.И.Новиковой, А.В.Мудрика, В.А.Караковского, А.Н.Тубельского и других.

Однако, от проведения словесных занятий никто не отказывался: классный час, диспут и другие формы оставались в арсенале воспитателей как наиболее удобные и воспроизводимые. Тут уже нередко возникал перекос в сторону словесного воспитания, которое в отрыве от деятельности помогало успешно имитировать наличие школьного воспитания. И только в передовых школах словесное воспитание рассматривалось как информационная основа любой организации и любой деятельности.

Кроме того, стало появляться множество разных идей, растворенных в атмосфере ожидания грядущих перемен. Заговорили о необходимости преподавания в школе прав человека, о создании специального школьного курса для будущих налогоплательщиков, о необходимости обучения основам экологии, о валеологии (здоровый образ жизни) и т.д. Застучались в двери школ и многочисленные региональные курсы: краеведение, история родного края, местные промыслы и др.

И сейчас ясно, что изучение этих вопросов, действительно, полезно детям. Но создавать по каждому поводу специальный курс… И, тем не менее, попытки такие делались. Это все проходило, но следы остались, как, впрочем, и память о многочисленных попытках внедрить различные иностранные разработки без всякой адаптации к российской действительности и даже без какого-либо обоснования целесообразности такого внедрения.

Примером служит идея создания отдельного курса по правам человека. Таких разработок на Западе – тысячи. Многие из них стали появляться в российских школах. Ничего в этом плохого не было, если бы они учитывали тот разрыв, который существовал в уровнях социального развития и сознании граждан западных стран и россиян (тогда еще советских граждан).

Пожалуй, только А.Ф.Никитину, создавшему свой курс по правам человека, удалось наполнить его содержанием, приближенным к российским реалиям. Одновременно появился «очеловеченный» курс-модуль к «Граждановедению»  –  «Права и свободы человека и гражданина», максимально учитывавший российские реалии (см. ниже).

Промежуточным этапом для обоих авторов, вскоре ставшими самостоятельными друг от друга,  явилось участие А.Ф.Никитина и Я.В.Соколова в опубликовании в журнале «Преподавание истории в школе» № 5 за 1990 г. статьи «Об изучении прав человека в средней школе», а также в работе НИИ детства российского детского фонда (Е.М.Рыбинский). Там выпустили известный сборник «Права ребенка», где также была обоснована необходимость внедрения курса «Граждановедение». (см. «ТЕРМИН»).

В октябре 1993 года состоялось важнейшее для становления «Граждановедения» событие: по первому каналу (ОРТ)прошла популярнейшая передача "Тема", посвященная правам ребенка (ведущий – Владислав Листьев).

Если кликните на значок, то ненадолго окунетесь в "лихие 90-е". Здесь только фрагмент передачи, но ниже можно будет найти ее продолжение.

Dim lights Download

И как только появилась возможность разработать реально действующую систему словесных занятий, оторванную от классической дидактики и направленную на мотивационную сферу сознания, сразу стали вырисовываться контуры воспитательного курса для учащихся, прежде всего, основной школы.

Реальным условием для создания «Граждановедения» стал заказ Госкомитета СССР по народному образованию. Его руководству потребовалось пособие к правовому курсу, которое должно было заменить действовавший учебник по «Основам Советского государства и права» и хотя бы частично реализовать воспитательные возможности права. Тогда еще существовал миф о том, что  действовавший курс является  «средством профилактики правонарушений».

Однако, необходимо отдать должное авторам правового курса, которые последовательно и настойчиво прокладывали праву дорогу в  школьное образование.  Ясно, что они были зажаты жесткими рамками действовавшей идеологии. Понятно, что им и в голову не приходило, отказаться от поглощения половины учебного времени в 8 классе материалом по только что принятой брежневской конституции. И кто бы им позволил «усечь» систему советского права отказом от изучения, например, сельскохозяйственного права?

Поэтому на все гражданское право оставался 1 час. На семейное право – 1 час. На административное право – 1 час. Правда, на трудовое – 3 часа, а на уголовное право – 4. И вся эта «воспитательно-профилактическая работа» строилась на запоминании школьниками даже не правовых норм, а идейных постулатов, например, раскрывавших «единство нравственных и правовых требований к личности».

Последнее издание учебника для 8 класса по «Основам Советского государства и права» было осуществлено в 1987 году. Ему на смену на короткое время, остававшееся до распада СССР, пришло то самое пособие «Советское право» (материалы к курсу «Основы Советского государства и права), которое послужило прообразом будущего курса «Граждановедение».

Сначала его опубликовали в двух номерах журнала «Преподавание истории в школе». Учителя мгновенно среагировали: с публикацией проекта они признали появление шанса на реанимацию правового курса, на то, что дети начнут слушать учителя и читать пособие. Именно это решило все сомнения Госкомитета по образованию: ведь даже в конце 80-х гг. отменить учебник, в котором задействованы чиновники из Верховного Совета СССР – это никому и в кошмарном сне не могло присниться.

Кстати, каждое из двух изданий этого пособия было осуществлено тиражом около 3,5 миллионов экземпляров (около 7 млн.). Книжка досталась каждому восьмикласснику страны: в Костроме, Ташкенте, Таллине… И никаких проблем с реализацией!

Именно в этом пособии и удалось впервые пробиться на уровень нормального человеческого разговора с детьми.  Разговора даже не о праве, а о жизни, которая регулируется правом. Там были сюжеты и о землетрясении в Спитаке, и о гибели «Адмирала Нахимова», и о «дедовщине», и даже какие-то вариации на тему «любовь и закон»… И было немало заданий, выполнение которых требовало не заучивания текстов, а собственного разумения, отношения к явлениям реальной жизни.

К источникам формирования концепции воспитательного курса можно также отнести крайне редкое и, по своей сути, очень интересное издание – пособие «Основы правовых знаний» (1981 г.) для воспитанников 5-7 классов общеобразовательных школ в исправительных учреждениях для несовершеннолетних. К нему же было издано методическое пособие для учителей школ в ВТК (1983). Заказчиком был отдел воспитательно-трудовых колоний ГУИТУ МВД СССР.

Идея была следующей: на доступном материале постараться убедить малолетних заключенных в том, что законы существуют не для того, чтобы их нарушать или обходить. А еще нужно было убедить в том, что государство служит народу.

Задачи были, мягко говоря, трудновыполнимыми, но сам процесс  работы помог понять, как можно и как нужно писать о праве для тех, кто вообще не слышал нормальных слов и, возможно,  слышать их не желает.

Интересно было также увидеть на обложках двух опубликованных пособий гриф «Для служебного пользования».

Все это вспомнилось с некоторым опозданием, когда уже выяснилось, что «Граждановедение» очень помогает педагогам школ в российских воспитательных колониях для несовершеннолетних. Убедиться в этом удалось, побывав в 19 таких спецучреждениях в период с 1993 по 2007 годы.

Программы Центра «Гражданин» получили наибольшее признание в Брянской ВТК и Отлянской ВТК (Челябинская область). Директор общеобразовательной школы Брянской колонии Анатолий Сергеевич Захаров стал одним из наиболее активных региональных педагогов-граждановедов.

Интересным этапом для одного из авторов будущего «Граждановедения» была и публикация его статьи в журнале «Преподавание истории в школе» (№ 5 за 1982 г.), которая называлась «Межпредметные связи в правовом воспитании». Этой же теме была посвящена целая глава в книге «Методика преподавания «Основ Советского государства и права». М., Просвещение, 1984.

Речь шла о том, что на уроках по правовому курсу «целесообразно» обращаться к материалам различных предметов и иллюстрировать на уроке некоторые правовые положения фрагментами,   содержащимися в этих предметах.

По прошествии 30 лет наивность автора у него самого вызывает чувство глубокого умиления. Статья всерьез настраивала учителей на то, чтобы они пренебрегли своими прямыми обязанностями, то есть тратили учебное время не на качественное преподавание своего предмета, а занимались любимым делом автора статьи – гражданско-правовым воспитанием.  Ведь на усвоение материала по безгранично объемным темам, например «Гражданское право», отводился только 1 академический час. А работа с одним только предлагаемым фрагментом предполагала трату не менее 30 минут. Да еще было неизвестно, помнят ли дети детали какого-то литературного произведения, в частности, фамилию третьестепенного персонажа?

Вот выдержка из этой статьи: кликнуть на обложке:

Однако по-настоящему комичными и надуманными выглядели рекомендации учителю литературы заняться правовым воспитанием на уроке, посвященном, например, творчеству Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.

Правда, возникает справедливое сомнение: а почему бы не использовать правовые ситуации, описанные в мировой литературе, на специально организованных занятиях? Наряду с решением задач правового воспитания, подобный материал может быть направлен на разъяснение моральных ценностей, психологически готовить к службе в армии и созданию семьи, предупреждать от совершения правонарушений, пьянства, учить нормальному общению и пр.? Все эти вопросы продвигали вперед развитие идеи создания интегративного воспитательно-образовательного курса.

Первое упоминание «Граждановедения» в качестве такой системы как альтернативы курсам «Основы Советского государства и права», «Этика и психологии семейной жизни», «Основы производства. Выбор профессии», словесным элементам «Начальной военной подготовки» и др. с кратким описанием идеи, было сделано в журнале «Социалистическая законность»  № 8 за 1988 г.кликнуть на обложке:

Вскоре вышла монография под редакцией академика АПН СССР Г.Н.Филонова «Воспитание гражданина в советской школе». М., Педагогика. 1990. В одном из ее разделов идея такого курса раскрывалась более обстоятельно. Это было обусловлено тем, что работа над первыми вариантами концепции и программы «Граждановедения» шла уже полным ходом. Вскоре оба документа были опубликованы в журнале «Преподавание истории в школе», № 3, 1990.

И еще ранее (с 1989 года) была начата разработка первого варианта пробного пособия для учащихся. Его апробация проводилась на базе московской школы № 54, которая находится  на ул. Доватора, д. 5/9 (бессменный директор В.К. Ильчишин).

В начало страницы

II. Начальный этап становления и внедрения курса (1991-1997)

На этом предварительном этапе был применен весьма продуктивный план внедрения курса. Он заключался в следующем. После участия представителей школ в семинаре, где был представлен «Центр «Гражданин» (а таких семинаров были десятки как в Москве, так и на местах) конкретные школы в разных регионах России (а в 1991 году – еще и в Казахстане, Киргизии и Украине) заключали с Центром «Гражданин» договор, по которому они получали:

-  программу;

- комплект пробных экземпляров пособия для учащихся по курсу «Граждановедение» для 5 – 9 классов (в трех частях);

- аннотированную библиографию;

- сборник кроссвордов;

- методическое руководство для учителя;

- кассету с видеофильмом о концепции и методике (снят на базе школы 54  г. Москвы).

В последующие годы (1992-1994) эти простейшие издания постепенно совершенствовались.

Конечно, сейчас все это выглядит весьма наивно и примитивно. Зато делалось предельно честно, потому и работало прекрасно: школа получала возможность «примериться» к новому курсу и решить – нужно ей «Граждановедение» или нет. Если нужно, то появлялась возможность заказать пособия в любом количестве. А тот, кто помнит 1991-й год,  легко поймет, почему пособия для учителей множились на дешевом ротапринте, а первые книжки для учащихся тиражировались на газетной бумаге в типографии общества «Знание», которой исполнился ровно век. Зато все было дешево и доступно школе. Правда, качество такой книжки позволяло использовать ее на уроках не дольше 2-х лет.

На начальном этапе (1991-1993 гг.) печаталось всего три части основного пособия для 5 – 9 классов. Причем в 1991-92 гг. тиражированием занималось издательство «Знание». С 1993 года эту работу осуществляло собственное издательство, организованное Центром «Гражданин».

Именно в это время прошла передача "ТЕМА" с Владиславом Листьевым. Здесь можно посмотреть ее продолжение:

Dim lights Download

В порядке первичной апробации отдельных параграфов пособий, они на протяжении всего 1993 года систематически публиковались в «Социально-политическом журнале».

Голубая, фиолетовая и коричневая книжки – это 3 части основного пособия, самостоятельно выпущенного Центром в 1993 году.

По заказам школ всего за два года их было намечатано более 3,7 миллиона экземпляров.

С 1994 года комплект изданий начал расширяться.

Во-первых, внутреннее содержание основных пособий для 5 – 9 классов было разделено и направлено на две возрастные категории учащихся – 5-7 и 8-9 классы.

Во-вторых, стали появляться курсы-модули для 7-9 классов.

Практически к началу каждого учебного года издавалось 1-2 пособия к новым курсам-модулям. Все они предварительно обсуждались на ежегодном традиционном Всероссийском семинаре по проблемам граждановедения. На нем ежегодно собирались наши лучшие учителя, директора школ, методисты, управленцы муниципального и регионального уровней. А также ученые, политики, представители Министерства образования, просто интересные люди  (см. ФОРУМЫ И ПАРТНЕРЫ)

Все преимущества и недостатки пособий систематически обсуждались. Для Центра «Гражданин» это было самое ценное экспертное мнение. Авторский коллектив считал важнейшей основой своей деятельности решение главной задачи: всегда и во всем ориентироваться на мнения детей, учителей, родителей, всего педагогического сообщества.  И максимально его учитывать. Ведь в пособиях была заложена оригинальная концепция содержания и совершенно новая тогда методическая модель.

В них не все было привычно для учителя, который всю жизнь занимался знаниями, умениями, навыками. Необходимо было так приспособить новый курс к работе школы, чтобы он выполнял возложенные на него задачи, но не вызывал недоуменных пожиманий плечами.

И, в целом, это удалось! Правда, как с неба на голову начали падать «профессиональные критики», которым подавай приглаженные (даже если они не работают)  тексты и строгое наполнение пособий беспроглядной тоской и наукообразными посылами. Но им-то можно было еще что-то объяснить: их за счет Центра приглашали на наш ежегодный семинар. А вот с теми, кто выполнял заказ, было посложнее...

Эти и все другие пособия по «Граждановедению» получали грифы Министерства и входили в федеральные перечни до тех пор, пока в середине 2000-х гг. не был создан единый Федеральный перечень учебников, не включающий пособия для учащихся и методическую литературу.

После этого Центр «Гражданин» просто не представлял свои пособия в Федеральный экспертный совет для получения грифа. В этом уже не было необходимости: сохраняя статус пособий, все книги Центра «Гражданин» оставались сверхвостребованными на рынке педагогической продукции для учащихся. В то же время ряд других изданий, направлявшихся на развитие гражданственности учащихся и заполучивших статус учебников (что противоречит здравому смыслу), так и не снискали какого-либо значимого признания и распространения в массовой практике (можно кликнуть).

О сложности разработки пособий для системы воспитательных  занятий для подростков свидетельствует факт, что до сих пор не зафиксировано ни одной попытки создать аналогичный действенный инструмент развития гражданственности, который получил бы признание и распространение в массовой школьной практике.

Естественно, когда комплект пособий вместе с основным, состоявшим  из 3-х частей, и модульными курсами включал уже более десятка наименований, потребовалось специальное методическое руководство для организации и проведения работы с этим комплектом в течение 5 лет (с 5 по 9 классы).

Для этого было издано пособие «Граждановедение. Тематическое планирование». Методическое пособие к программе пятилетнего изучения курса «Граждановедение» (5 – 9 классы).

В качестве методического сопровождения всего комплекта использовалось периодическое издание «Методический альманах. Пособие для учителей» (1993-1997).

«Тематическое планирование» особенно нравилось преподавателям «Граждановедения»: в нем было представлено 3 варианта сквозного планирования занятий с их достаточно подробной методической интерпретацией.

1-й вариант был разработан Е.В.ПОПОВОЙ (г. Тамбов),  заслуженным учителем РФ;

2-й вариант – И.Ю.ГОРЕВОЙ, П.С.ДАМИНОВОЙ (засл. учитель РФ), Н.Е.МАРКОВЫМ (г.Новоуральск Свердловской обл.);

3-й вариант – М.А.ШКРОБОВОЙ и Народным учителем РФ Ю.И.ЛАТЫШЕВЫМ (Ульяновск).

У педагога появлялась прекрасная возможность воспользоваться любой предлагаемой последовательностью проведения занятий в течение 5 лет. Кроме того, все уроки «Граждановедения» получили методическую интерпретацию по следующей схеме:

- Номер и тема урока;

- Цель;

- Задачи;

- Материалы к уроку;

- Содержание урока;

- Активные формы;

- Основные понятия;

- Домашнее задание;

- Ожидаемые результаты.

Одновременно с разработкой и внедрением учебного комплекса, шла работа над методическим сопровождением внеклассной внешкольной работы. Это было определено концепцией воспитательно-образовательного курса и глубоким убеждением авторов в том, что словесное воспитание в отрыве от деятельности не сможет в полной мере выполнять поставленные задачи.

Основным разработчиком этой части программы был А.С.Прутченков. За короткое время ему удалось разработать целый комплекс материалов, которые впоследствии легли в основу разработки современных теоретических и методических основ демократического школьного самоуправления. Это создало предпосылки  для аналогичных разработок в регионах, где методисты на первом и последующих этапах старались «привязывать» занятия по «Граждановедению» к системе внеклассной работы.

На протяжении многих лет с момента появления «Граждановедения», Министерство образования России включало курс в различные разделы Базисного учебного плана – от федерального до регионального и школьного компонентов. Иногда он рассматривался в качестве самостоятельного предмета, иногда – как вариант обществоведческого курса.

В 1995 году в сборнике программ Министерства образования РФ была опубликована сводная программа курсов-мудулей к «Граждановедению» для 8-9 классов. Получилось, что сначала была издана программа для тех, кто постарше, а программа основного курса для 5 – 7 классов была издана только в 1997 году, когда в этом виде она уже прекращала свое существование, уступая место новой программе и новому поколению пособий для учащихся.

Документ Microsoft Word (doc) Программа для образовательных учреждений по Граждановедению 1995г.(фрагмент) 102 Кб - Скачать

Документ Adobe Acrobat (pdf) Программа для образовательных учреждений по Граждановедению 1997г.(фрагмент) 303 Кб - Скачать

В завершение этой самой продуктивной, интересной и важной части истории первого отечественного воспитательно-образовательного курса «Граждановедение» воспроизводим еще два образца тех первых пособий. Авторские права на их тиражирование  были приобретены регионами Российской Федерации – Челябинской областью и Ростовом-на-Дону.

Тем самым органы образования этих регионов сами обеспечили всех учащихся 5 – 9 классов своих школ полными комплектами пособий, подготовленных Центром «Гражданин» в 1992-93 гг.

Таким образом, совокупный тираж пособий для учащихся по «Граждановедению» за 7-летний первый этап внедрения превысил 7,5  миллионов экземпляров, что обеспечило Центру «Гражданин» его полную финансовую самостоятельность и запас прочности на долгие годы.

В начало страницы

III. Второй этап развития и внедрения курса "Граждановедение» (1997 – 2001)

В 1997 году началось переструктурирование курса. Оно было вызвано отказом от модульного построения программы и содержания пособий и переходом к традиционной структуре учебных предметов. К этому времени «Граждановедение» рассматривался Министерством образования как один из вариантов обществознания.

Все содержание пособий было «расшито» и переукомплектовано в 5 пособий по годам обучения – с 5 по 9 классы. Это было привычно для учителей и детей, но сопровождалось неизбежными издержками.

Учебная книга на 1 год обучения в какой-то мере утратила эффект интриги, порождавшийся разнообразием комплекта и необычностью содержания. Теперь каждое из пяти пособий  было очерчено строгими рамками переплета – как у учебников химии или алгебры.

Модульное же построение содержания постоянно сопровождалось эффектом новизны: учитель, руководствуясь «Тематическим планированием», мог от урока к уроку менять источник информации и поддерживать постоянный интерес к тому, что будет изучаться в будущем. Многие учителя, например в Самарской области, старались сохранить модульную структуру еще долгие годы – вплоть до середины 2000-х, пока делать это позволял запас «тонких пособий».

Педагоги рассказывали, что очередное занятие по курсу часто заканчивалось вопросами детей: «По какой книжке будет следующее занятие – по коричневой, зеленой или оранжевой»?  Это добавляло интереса детей к курсу, но основным стимулом для активного участия в работе оставалось содержание тем пособий, направленных на интерес детей к самим себе и окружающей жизни, особенно к той, которая их ждет впереди.

Здесь можно посмотреть третий фрагмент телепередачи "ТЕМА" с Владиславом Листьевым.

Dim lights Download

Отказ от модульной структуры был определен тремя основными обстоятельствами.

Во-первых, безнадежно устарела дешевая форма издания пособий (газетная бумага, мелкий шрифт в целях экономии места и пр.), что делалось в целях снижения стоимости  пособий.

Во-вторых, преподавание «Граждановедения» началось в Москве. Естественно, руководство образованием столицы не могло допустить столь упрощенного издания учебных книг. Было понятно, что в Москве не удастся сохранить модульное построение курса, несмотря на то, что модуль «Граждановедение. Ответственность за правонарушения»  для Москвы был издан в прежнем исполнении в 1996 году.

В-третьих, издательство «Дрофа» пожелало издавать учебники по «Граждановедению» (совместно с издательством Центра «Гражданин») в привычном для него формате – в твердом переплете и в виде пособий пяти наименований для каждого из классов.

Против этого никто не возражал, и на свет появились пять новых книг, которые в какой-то мере утратили необычность и привлекательность модульного комплекса, но приобрели прочный переплет, иллюстративный ряд и самую лучшую офсетную бумагу.

С того момента и по сегодняшний день Центр «Гражданин» печатает свои пособия только на самой лучшей белой бумаге (правда, не мелованной).



Естественно, новому поколению пособий потребовалось новое содержание и оформление методического сопровождения.

Творчески работавшие учителя, много лет сотрудничавшие с Центром «Гражданин» и преподававшие «Граждановедение» в различных регионах России, выполнили эту задачу. За эти годы большинство из них получили высокие звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», а ульяновский педагог Ю.И.Латышев – звание «Народный учитель России».

Ими был разработан методический комплекс из пяти поурочных методических пособий для всех 5 классов. А известным московским учителем А.Б.Драхлером были подготовлены  рабочие тетради для учащихся. Заказчиком был Издательский Дом «Дрофа».

В начало страницы

IV. Третий этап развития и внедрения курса «Граждановедение» (2001-2008)

Естественно, содержание такого предмета как «Граждановедение» требует систематического обновления. Впрочем, авторы всегда придерживались важного принципа: стараться не включать в текст пособий те положения, которые могут быть подчинены конъюнктурным колебаниям или в одночасье безнадежно устареть.

Тем не менее, потребовалось очередное обновление содержания, и научно-издательский совет Центра «Гражданин» принял два важнейших решения.

Первое: расширить авторский  коллектив по разработке пособий для основного курса, прежде всего, для учащихся 5-7 классов.

К авторству была привлечена группа ученых, которые много лет сотрудничали с Центром «Гражданин» (С.В.Максимов и В.В.Фортунатов – с 1997 года, Д.В.Колесов – с 2000, выступая в качестве экспертов, организаторов и ведущих ученых на конференциях, семинарах, симпозиумах – от Государственной Думы РФ до региональных и муниципальных методических собраний.

Второе: вернуться к модульной системе построения курса, особенно в той его части, которая рассчитана на 8-9 и даже 10 классы.

Во исполнение этих решений в 2002-2003 годах в издательстве Центра «Гражданин» были доработаны и опубликованы 9-м изданием новые варианты пособий для 5,6,7 классов.

Все они получили грифы Министерства образования и науки и были включены в федеральный перечень учебной литературы.

В течение нескольких лет были также разработаны три новых курса-модуля:

-Граждановедение. Наш выбор: без наркотиков (гриф Министерства образования) ;

-Граждановедение. Твой жизненный успех ;

-Граждановедение. Антитеррор.

Всего за время с 1991 по 2008 год по заказам школ и органов управления образованием было издано более 11,9 миллионов экземпляров пособий для учащихся по курсу «Граждановедение». Для понимающих людей эта цифра скажет больше любых других аргументов и фактов.

Все пособия по «Граждановедению» получали грифы Министерства образования и  входили в федеральные перечни учебно-методической литературы Министерства образования до тех пор, пока не был создан единый Федеральный перечень учебников, не включающий пособия для учащихся и методическую литературу.

После этого Центр «Гражданин» просто не представлял свои пособия в Федеральный экспертный совет для получения грифа. В этом уже и не было необходимости: сохраняя статус пособий, все книги Центра «Гражданин» оставались сверхвостребованными на рынке педагогической продукции для учащихся. В то же время ряд других изданий, направлявшихся на развитие гражданственности учащихся и заполучивших статус учебников (что противоречит здравому смыслу), так и не снискали какого-либо значимого признания и распространения в массовой практике.

Здесь можно посмотреть заключительный фрагмент телепередачи "ТЕМА" с Владиславом Листьевым.

Dim lights Download

Воспитательно-образовательная эффективность «Граждановедения» подтверждена широкой многолетней практикой всероссийского масштаба. В этом огромная заслуга представителей первого поколения учителей-граждановедов и методистов, которые были разработчиками методических основ первого отечественного воспитательно-образовательного курса: Н.С.Коваленко, П.П.Артюхов, В.С.Сивакова  и И.Г.Якимович (Брянск), Ю.И.Латышев, Л.П.Сафонова, И.В.Скворцова, О.В.Рыжов и М.А.Шкробова (Ульяновск), Н.А.Кузьмина (Орел), А.И.Поздеева, Н.А.Чернышева, В.И.Самоделкин и Т.В.Верещагина (Киров), Е.В.Попова и Т.Н.Авдеева (Тамбов), И.Ю.Горева, П.С.Даминова, Н.Марков и М.А.Вольпова (Новоуральск Свердловской обл.), В.П.Пахомов (Самара), Л.А.Дорошенко, Г.Комиссарова, А.Л.Лопырина и А.Г.Родионов (Тольятти Самарской обл.), Л.Г.Король (Ростов-на-Дону), Т.А.Корнева (Волгоград), В.С.Папин (Тверь), Л.Д.Ибрагимова (Челябинск), Н.А.Коровина (Оленегорск Мурманской обл.), Н.А.Дроздова (Астрахань), М.А.Белялова (Краснодар), Г.П.Романь (Калинград), Л.А.Амосова (Вологда), Л.А.Остапенко (Нижний Новгород), В.В.Гаврина (Черноголовка Московской обл.), Т.Н.Поглазова (Новый Уренгой), Л.Н.Белова и В.И.Шепилова (Москва), А.И.Гавриков и О.В.Борисова (Калуга), С.С.Левинзон (Хабаровск)  и многие другие. Впоследствии многие из них стали соавторами ряда самостоятельных направлений гражданского воспитания и образования.

В этом разделе опущены многие важные обстоятельства и подробности развития первого отечественного воспитательно-образовательного курса «Граждановедение». Разумеется, они не всем интересны. Но они могут быть чрезвычайно любопытны для тех, кто имел или продолжает иметь отношение к российскому граждановедению. Ведь наш курс преподавали более 17 тысяч учителей. Им будет интересно узнать кто и почему столь остервенело уничтожал первый российский воспитательно-образовательный курс, и что они предлагали взамен (см. ДОСТАЛИ).

По мере развития сайта, подробности будут воспроизводиться для тех, кто в будущем может проявить интерес к уникальному для Российской Федерации явлению: в нашей стране явочным порядком пробила себе дорогу эффективная педагогическая инновация, получившая широчайшее распространение и признание в массовой школьной практике. И произошло это при поддержке сотен учителей-энтузиастов, впервые ощутивших настоящий вкус к личной и профессиональной свободе.

Более того: эта инновация развивалась без должной поддержки государства, которое, казалось, должно быть кровно заинтересовано именно в таких программах. Ведь во всем мире они служат укреплению государственности и достижению благополучия гражданами.  И во многих странах школа эффективно выполняет государственный заказ, направляя часть своих усилий на развитие гражданственности своих будущих налогоплательщиков, защитников и кормильцев. У нас пока не так…

Поэтому в 2008 году Центр «Гражданин» начал реализацию следующего этапа развития граждановедения и продолжает свою работу, используя уникальный опыт создания и внедрения курса, всячески поддерживая его развитие.  И авторы уже приступили к  внедрению новых программ, которые как никогда нужны школе, всей развивающейся России, ее юным гражданам. («Я – гражданин России»)

 
No images

Заказ книг

Форма где можно указать параметры заказа и свои координаты

Поиск по сайту

Популярыне теги