Главная О ГРАЖДАНОВЕДЕНИИ Термин Почему не «срабатывает» в школе правовой курс

Почему не «срабатывает» в школе правовой курс

E-mail Печать PDF

Когда в середине 70-х годов в общеобразовательных школах вводили обязательный предмет Основы советского государства и права, на него возлагали большие надежды, связанные с правовым воспитанием молодого поколения, гражданским становлением личности, сокращением правонарушений среди молодежи. Но...прошли годы, а ожидаемого эффекта достигнуто не было. Более того: учителя и учащиеся стали воспринимать этот курс как нежелательный, навязанный сверху.

В системе учебного процесса он превратился в пасынка.

Почему же правовой курс не «срабатывает»? В чем причины наших неудач в правовом воспитании школьников? И как следует в общеобразовательной школе налаживать правовое воспитание сейчас, признана необходимой организация в стране юридического всеобуча как единой, комплексной, общегосударственной программы?

Нельзя не отметить, что долгие годы о правовом просвещении в школе больше писали, чем занимались им. 34 часа в 8-м классе — вот и вся юридическая подготовка выпускника с аттестатом зрелости. Школьный курс Основы советского государства и права, как элементарный «сколок» с вузовской программы, своих функций явно не выполнил. Иначе и быть не могло, ведь в его основе практически отсутствовала какая-либо цельная педагогическая концепция, учитывающая особенности восприятия школьниками юридического материала.

Но даже в том виде, в каком правовой курс был намечен к преподаванию в самом начале, он мог принести несомненную пользу, если бы не ряд помех на пути его реализации. Помех, которые привели к нашему поражению в правовом воспитании школьников на сегодняшний день.

Что же это за помехи?

Одна из них — недостаточная специальная подготовка учителя. Причем, «специальная» — не обязательно означает «юридическая». И то, что некоторые пединституты перешли на подготовку учителей истории с дополнительной специальностью «Советское право», не решает еще проблему. По подсчетам специалистов, не одно десятилетие потребуется для удовлетворения потребностей школы в квалифицированных кадрах, если их подготовка будет осуществляться в прежних формах, экстенсивным путем. А такой характер этот путь приобрел из-за ошибочной ориентации на под- готовку в школе микроюристов»-школьников «полуюристами»-учителями. Именно ориентация учителя права на подготовку в школе «микроюриста», заложенная в программе и учебнике, мешает ему раскрыть колоссальные воспитательные возможности права. Это не говоря уже о том, что несерьезно требовать от учителя, чтобы он знал все законы, ведь даже правовед не может быть специалистом по всем отраслям права. Понимая свое бессилие, некомпетентность, педагог прибегает к помощи юриста. И это хорошо, если бы юрист был хоть чуточку педагогом.

Как-то в одной из школ провели беседу с ребятами после их встречи с работником прокуратуры на тему об ответственности несовершеннолетних за правонарушения. На вопрос, что они узнали и запомнили из услышанного, один из учащихся довольно подробно и обстоятельно изложил факты о тяжком преступлении, совершенном в городе, ярко описал сообразительность, находчивость преступников. В памяти других отложились признаки холодного оружия, его размеры.

Потом выяснилось, что в день проведения беседы у ребят уже было 6 часов занятий. Многие опаздывали на тренировку волейбольной команды. Необходимость «выдержать» еще час породила «легкое брожение». И классный руководитель, пообещав, что «будет интересно», попросил юриста провести беседу на «эмоциональном материале». Этим и ограничилась «педагогическая» подготовка мероприятия. А лектор не учел то обстоятельство, что еще полгода оставалось его слушателям-восьмиклассникам до изучения вопросов уголовного права по правовому предмету. И в результате беседа принесла, пожалуй, больше вреда учащимся, чем пользы.

Так проявляется одно из наиболее ярких и очевидных противоречий процесса, потому что в его основу положена только буква закона. Педагог — не юрист и никогда им не станет даже при резком увеличении часов на изучение права в педагогическом вузе. Юрист — не педагог, и вряд ли стремится им стать. Каждый должен заниматься своим делом. А чтобы оно пошло, нужно пересмотреть подходы к его организации.

Это означает, что проблему специальной юридической подготовки жителя необходимо решать прежде всего в рамках концепции юридического всеобуча в вузах, ориентирующей на подготовку современного учителя-гражданина. Его профессиональная готовность к преподаванию права должна быть скорректирована в соответствии с новым содержанием правового курса в средней школе, определенным общим замыслом юридического всеобуча учащихся школ, переносом центра тяжести подготовки в методико-педагогическую сферу.

И вот здесь следует остановиться на второй помехе, которая не менее первой способствовала тому, что правовой курс в школе не выдержал испытания временем.

У педагогики есть свои законы. Один из главных среди них — учет возрастных особенностей детей. Именно здесь коренится ответ на вопрос, почему правовой курс не принес ожидаемого эффекта. Дело в том, что как его программа, так и учебное пособие под редакцией Г. Давыдова (которое несмотря на отрицательные отзывы педагогов совершенно неожиданно получило статус учебника), были выполнены в привычном для юристов, но неприемлемом для школьников и учителей ключе.

Не будем говорить о структуре учебника, хотя именно из-за попытки механически перенести в него содержание Конституции СССР, у детей к середине учебного года в голове такой конгломерат представлений о праве, что к изучению предмета, а часто и к самому законодательству, у них вырабатывается стойкое негативное отношение. Главное все-таки — как подается право.

Поговорите с любым учителем, преподающим правовой курс. Если это творческий человек, он расскажет, как придумывает, выкручивается, пытаясь донести до школьника то, что требуется по программе урока. Журнальную или газетную статью включит в ткань урока, расскажет страшную историю из уголовной хроники, попугает детей спецшколой и колонией. А иной просто махнет рукой: что можно сделать за 1 час в неделю, да еще с таким учебником.

Нарушен еще один важнейший принцип педагогики — необходимость эмоциональной насыщенности материала, его приближенность к личности, жизни. Попытки «оживить» тему за счет материала неправового характера сводятся нередко к использованию вставок, аналогичных следующей: «Вот пример пробуждения совести у подростка. Беседуя с журналистом, мальчик сказал: «Мы играли возле чужого дома в хоккей. Вышла соседка и сказала: «Ребята, не кричите, пожалуйста. У меня голова болит».— «Ерунда!» — сказал я, и мы продолжали игру. Но вот и я заболел. У меня был жар. А в это время били мячом по нашей стене... Я вспомнил просьбу соседки и мне стало стыдно...»

К числу причин нашего поражения в правовом воспитании школьников можно отнести и явный недостаток времени (34 часа), отводившегося на право. Об этом много говорилось и писалось. И упреки юристов в адрес просвещенцев можно было бы признать совершенно обоснованными, если бы требования увеличить часы выходили за рамки традиционного количественного подхода. Все видели: правовой курс, его программа, учебник, другие атрибуты оснащения не работают. Но и в том виде, в каком расширенный курс предлагался школе, он энтузиазма у педагогов не вызывал. И все же — каковы пути конструктивного подхода к решению проблем правового воспитания школьников?

Ясно главное — нужна новая современная концепция правового воспитания в учебных заведениях, направленная не на максимально полную передачу учащимся объема правовых знаний, а на показ регулятивных функций права в обществе, его нравственной обусловленности, специфики права. Приближение к жизни юридического материала— основа методической интерпретации права в учебных книгах для учащихся, в работе учителя.

Сейчас можно уже с уверенностью сказать, что такой концепции не придется ждать долго. Но успех придет лишь тогда, когда ученик будет знакомиться с правом не как с догмой, а увидит в нем систему человеческих отношений. Когда он перестанет бездумно заучивать точные формулировки законов, а поймет их суть, необходимость и полезность. Нужно помочь школьнику понять специфику закона через его дух, а не букву.

Условия перестройки образования открывают здесь колоссальные перспективы. В распоряжении Министерства юстиции СССР и Госкомитета по народному образованию СССР уже есть рукописи двух пробных учебников по праву для 8 класса. Издательство «Просвещение» предусмотрело их выпуск. Более того: принято и реализовано беспрецедентное решение опубликовать один из вариантов в отраслевом педагогическом журнале для ознакомления с ним всех учителей. У двух заинтересованных ведомств достаточно сил, чтобы провести тщательную экспертизу и решить, какой учебник лучше.

От того, как будет организовано в школе изучение права, во многом зависит успех юридического всеобуча. Но организация самостоятельного, полноценного, «работающего» правового курса — лишь первоочередная мера.

Хорошую инициативу проявил отдел правовой пропаганды Министерства юстиции СССР. Под его эгидой при содействии педагогов была разработана (и в настоящее время обсуждается) программа правового образования учащихся средней общеобразовательной школы с 1 по 10 классы. Она исходит из того, что цель правового образования и воспитания в школе — заложить основы правовой культуры, гражданственности учащихся, подготовить их к продолжению правового образования в других учебных заведениях (ПТУ, техникумах, вузах, институтах повышения квалификации и т. д.). Ученики должны усваивать правовые знания в таком объеме и таким образом, чтобы у них постепенно складывался стойкий интерес к праву, формировались уважение к нему, умение анализировать окружающую действительность с правовой точки зрения, понимание огромной роли права в современной жизни, в решении задач перестройки.

Программа представляет собой перечень распределенных по всем классам тем и конкретизирующих вопросов — с учетом возрастных возможностей школьников, логики постижения нравственных норм и правовых знаний. Например, для 1—4 классов предлагается тема «Правила дорожного движения». В первом классе учащиеся узнают, из чего «состоит» улица (тротуар, проезжая часть, перекресток и т. д.), что такое светофор, как выглядят дорожные знаки «Переход» и «Осторожно, дети!» Они знакомятся с правилами перехода улицы, им рассказывают, где можно и где нельзя играть, как следует вести себя в общественном транспорте.

В старших классах к уже полученным в предыдущих классах знаниям конкретных нравственных и правовых норм учащиеся добавляют представления о сущности советского права, его гуманистической, демократической природе.

Непростой для учителя вопрос — организация изучения правового материала, предусмотренного учебной программой. Нам кажется, что сводить правовое образование к так называемым «беседам» — значит загубить дело юридического всеобуча в школе на корню. Для правовых знаний надо искать место в существующих и новых учебных курсах. Пора осознать, что право, занявшее в школьном образовании подобающее место, способно обеспечить огромный воспитательный эффект.

В школьных планах присутствуют 8—12 направлений воспитательной работы. Кроме правового есть идейно-политическое, трудовое, экономическое, военно-патриотическое, экологическое и т. д. Каждое из них предусматривает развитие какой-то сферы сознания школьников в соответствии со своим специфическим содержанием. Процесс воспитания в школе сейчас разорван на части, и пока он не станет целостным, с ребенком в его центре — успеха не будет.

Видимо, настало время подумать о новой его структуре. Содержание всех его направлений, рассчитанное на словесное воздействие, следовало бы слить в едином курсе, который условно можно назвать «Граждановедение».

Но это должен быть нетрадиционный курс. Каждый урок нужно превратить в предмет заинтересованного участия школьника в познании актуальной проблемы окружающей жизни.

Концепция курса «Граждановедение» создана в Академии педагогических наук СССР. Главная ее особенность — целостное сочетание содержательных и методических компонентов. Учителю, имеющему высшее образование и знакомому с текущей периодикой, не потребуется дополнительных знаний для его преподавания. Правда, понадобится хорошая методическая подготовка. А такие предметы, как право, философия, политэкономия, этика, эстетика, научный атеизм, вопросы экологии и т. д., изучавшиеся ранее в педвузах в общеобразовательных целях, получат прикладную направленность.

Праву (как и морали) в курсе отводится ведущая роль. Концепция предусматривает пока четыре года обучения — с 5 по 8 классы.

Попробуем представить себе стиль и дух одного только урока «Граждановедения», который будет проходить в 5 классе по такой, например, теме, как «Тунеядец». Термин этот известен ребятам в 10—11 лет. Они не раз слышали, как употребляли это слово знакомые и незнакомые люди по адресу подозрительных личностей, собирающихся в подъездах, праздно шатающихся по улицам. Но хотя и важно донести до ребят истинное и полное значение этого понятия, однако цель урока — используя элементарные представления детей о негативном содержании термина, дать им возможность вместе с учителем поразмышлять над нравственным смыслом честного труда, отношением государства к такому труду и отклонениям от принципов, которые заложены в трудовом праве. Возможности урока безграничны — здесь экономические аспекты отношения человека к труду, проблемы социальной справедливости, решение социальных проблем. А главное — на уроке формируется стойкое негативное отношение к тем, кто нарушает нравственные и правовые нормы в области трудовых отношений в обществе.

Таким образом, в ходе урока дети на доступном уровне знакомятся со сложной для них совокупностью проблем общества, и одновременно их подводят к путям решения этих проблем.

А вот примерный перечень тем, рассчитанных на введение школьников в трудную для детского понимания сферу межнациональных отношений, сферу политики: «фашизм», «геноцид», «национализм», «интернационализм» и т. д. Как же может «заработать» на этих уроках право! А ведь будут еще специальные темы — «закон», «милиция», «суд», «прокуратура», «права человека» и др.

Сегодня достаточно четко обозначились основные контуры и формы юридического образования. Теперь требуется кропотливая совместная работа педагогов и юристов над реализацией задуманного.

Я. СОКОЛОВ,
заместитель директора НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, кандидат педагогических наук,

А. НИКИТИН,
заведующий лабораторией НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, кандидат педагогических наук.

 
No images

Заказ книг

Форма где можно указать параметры заказа и свои координаты

Поиск по сайту

Популярыне теги