Гражданское образование и воспитание

E-mail Печать PDF

Центр «Гражданин» создавался как организация, целью которой является гражданское воспитание учащихся.

Под гражданским воспитанием (в узком смысле слова) понимается деятельность педагогического коллектива школы по реализации совокупности  педагогических факторов (существующих объективно и специально создаваемых), влияющих на развитие у детей и подростков гражданского сознания, мотивов и опыта гражданского поведения, потребности в совершении гражданских поступков.

Приверженность создателей курса «Граждановедение» идеям воспитания гражданина и общим целям воспитания школьников определил их многолетний опыт работы в сфере научно-педагогических разработок вопросов воспитания. Прежде всего, это касалось вопросов правового воспитания на уроках по правому курсу и организации правоохранительной деятельности учащихся. Не случайно первые материалы будущих пособий по «Граждановедению» еще в конце 80-х годов прошлого века были обсуждены на Ученом совете Научно-исследовательского института общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР (впоследствии – НИИ теории и методов воспитания; в настоящее время – НИИ семьи и воспитания Российской академии образования).

Однако, уже на начальном этапе развития воспитательных программ, Центр «Гражданин» включил в систему своих целей и задач осуществление гражданского образования учащихся. Произошло это по объективным причинам, связанным с достаточно неожиданным включением курса «Граждановедение» в федеральный, региональный и школьный компоненты учебного плана (как один из вариантов обществоведческого курса). Этот шаг Министерства образования РФ обусловил усиление образовательной составляющей в программах и пособиях по «Граждановедению». Это определило, в частности, участие сотрудников Центра в разработке первого в обновлявшейся России фундаментального монографического труда «Основы гражданского образования», осуществленного многочисленной группой ученых, религиозных и общественных деятелей Нижегородской области.


Под гражданским образованием понимается деятельность педагогического коллектива школы по передаче школьникам в учебном процессе, внеклассной деятельности  и в сфере дополнительного образования совокупности знаний о нормах функционирования личности в современном демократическом гражданском обществе и роли государства в обеспечении жизнедеятельности своих граждан.

Центр «Гражданин» не стремится даже к условному разделению  гражданского воспитания и гражданского образования. Это определило выработку программ и пособий, которые имеют воспитательно-образовательную направленность. Их цель – передача социального опыта гражданского поведения и формирование  на этой основе личностного опыта такого поведения.

Для того, чтобы лучше представить цели, на достижение которых, в конечном итоге, направляются усилия Центра «Гражданин», можно поразмышлять над определением, содержащимся в книге известного ученого-педагога, профессора А.В.Мудрика: «Индивидуальный социальный опыт представляет собой самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений, навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения;  ценностных ориентаций и социальных установок». (А.В.Мудрик. Общение в процессе воспитания». М., 2001 г., с. 205).

Варианты такого подхода на разных этапах развития курса «Граждановедение» были реализованы в программах и пособиях к нему для учащихся 5 – 10 классов.

см. ИСТОРИЯ ГРАЖДАНОВЕДЕНИЯ

см. ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

Документ Microsoft Word (doc) Программа для образовательных учреждений по Граждановедению 1995г.(фрагмент) 102 Кб - Скачать


Документ Adobe Acrobat (pdf) Программа для образовательных учреждений по Граждановедению 1997г.(фрагмент) 303 Кб - Скачать


В программах по «Граждановедению», изданных в 90-е годы, совершенно очевидно просматривается образовательная составляющая.

Рассмотрим простой пример. В программах к разным вариантам курсов «Обществознание», правовым курсам отводится немало места вопросам правового государства. Есть такие темы и в «Граждановедении», например, для 8 класса. Совершенно очевидно, что эти темы – сугубо образовательные. Школьники узнают о признаках правового государства, об основных отличиях такого государства от других типов государственного устройства, о закреплении в Конституции РФ нашего государства как  правового и демократического и т.д.

Ясно, что на уроке по такой теме учитель обществознания объяснит новый материал, даст задание на дом и на следующем уроке постарается проверить усвоение новой темы: спросит о признаках правового государства, об отличиях от других типов государственного устройства, о том, что записано в Конституции…

И что? Возможно, образовательные цели достигнуты. Но это не дает оснований считать, что на уроке осуществляется гражданское воспитание. По законам психологии уже через 10 дней 90 процентов полученных сведений испарятся из памяти! Теперь только успевай повторять пройденный материал, если он нужен  при подготовке к экзаменам. А если это ЕГЭ? Там напротив нужного признака достаточно поставить нужную птичку.

А когда экзамен сдан?  Кто-нибудь проверял, что по такой важной теме осталось в памяти выпускника школы, который вступает в полные права гражданина своей страны?

Каким же тогда может быть воспитательный эффект от правильно проведенного занятия по этой теме?

Во-первых, подросток, действительно, должен познакомиться с преимуществами жизни в правовом государстве. А это не предусматривает трату времени на заучивание.

Во-вторых, он, как минимум, должен положительно ответить на вопрос: хотел бы он жить в правовом государстве.

В-третьих, он должен понять, что для развития правового государства обязано делать само государство, все общество и он сам, то есть  гражданин страны.

В-четвертых, он должен очень захотеть сделать то, что зависит от него самого: грамотно проголосовать на выборах в органы власти всех уровней; не поддерживать коррупцию; разрешать свои проблемы в судебном порядке, добиваясь правосудия и справедливости; придавать гласности нарушения закона и т.д.

В-пятых, в разных сферах школьной жизни и вне школы он должен постоянно демонстрировать приверженность своему убеждению, что построение правового государства зависит от его повседневного поведения, от содержания общения с другими молодыми и взрослыми гражданами.

В-шестых, он должен знать, что он… никому и ничего не должен, кроме соблюдения общепринятых моральных норм и законов!

Наивно? Возможно, да! Но речь не идет о том, чтобы на одном уроке по одной теме произошла удивительная метаморфоза в сознании человека, который, вдруг, попал на такой урок. Речь идет о систематической работе по формированию и развитию гражданского сознания, которое определит отношение  человека к своей стране, побудит его к действиям по улучшению жизни в ней. Ведь именно сознание управляет поведением. От его состояния зависит содержание и качество всей жизни в обществе.

Если кто-то с этим не согласен, то хотелось бы услышать какой-нибудь другой рецепт, способный ускорить процесс превращения многонационального российского народа в гражданское общество, ускоренно идущее по пути прогресса.

Таким образом, в сухом остатке от урока (уроков), проведенного  по правилам воспитывающего занятия, должны быть не голые знания (признаки, преимущества, нормы и пр.), а отношение к явлениям и мотив к действиям. Это меняет все дело: от авторов пособий для учащихся и школьных педагогов требуется не передача знаний, а формирование правильных отношений, а также мотивов, побуждающих к нужным действиям. Но именно это предусматривает совсем другие подходы к конструированию программ и пособий для учащихся,  других методик.

Именно таким конструированием на протяжении 20 лет и занимался авторский коллектив Центра «Гражданин»!

Пример с темой «Правовое государство» не очень выгоден в контексте демонстрации преимуществ воспитательно-образовательного курса и его воспитательного значения. Не очень выгодны также те темы, которые посвящены государственному устройству, банковской системе, государственному бюджету и пр. Казалось бы: что в них можно обнаружить от воспитания? Конечно же, можно и немало! Даже простое их рассмотрение по аналогии с рассмотрением темы о правовом государстве, показывает существенные отличия таких занятий от традиционных уроков, и преимущества такого подхода.

Да, такие темы менее выгодны для воспитательного процесса. Зато целая система тем, включенных в программу «Граждановедения», имеет значение фактора прямого воспитательного действия. Это касается, например, тем «Совесть», «Честь», «Долг», «Зависть», «Ваш выбор: сила или слабость», «Ваш выбор: красота или уродство» (о наркотиках), «Твоя конкурентоспособность на рынке труда», «Ваши будущие дети», «Брак по любви», «Брак по расчету» и т.д.

Существуют целые блоки тем, направленные на развитие:  например, отрицательного отношения к совершению противоправных и безнравственных поступков; неприятия экстремистских действий и террористической идеологии; а также на формирование положительного отношения к благотворительной деятельности, к службе в армии, защите природы, выполнению обязанностей гражданина и т.д.

Каждая из таких тем содержит мощный воспитательный потенциал, заключающийся в систематической работе школы по формированию мотивов и стремления к нормальной человеческой жизни в обществе через постепенное жизненное самоопределение ученика и последующую максимально полную его  самореализацию.

Именно этот воспитательный потенциал, заложенный в программах и пособиях к воспитательно-образовательному курсу «Граждановедение» и к новым воспитательным программам и пособиям («Я – гражданин России», «Наш выбор: здоровый образ жизни») делает их привлекательными для детей. А если детям на занятиях интересно, то и занимаются они с удовольствием.

А ведь есть еще огромные воспитательные возможности, коренящиеся в самих принципах организации таких занятий. Они несложны, но требуют желания педагога немного повозиться при подготовке к такому занятию. Все остальное содержится в самих пособиях и их методическом сопровождении.

По мере развития сайта мы будем стараться сообщать сведения о том, как упростить и разнообразить жизнь классного руководителя, который хочет видеть в своих питомцах настоящих граждан демократической России.

Воспитательно-образовательная эффективность «Граждановедения» подтверждена широкой многолетней практикой всероссийского масштаба. В этом огромная заслуга представителей первого поколения учителей-граждановедов и методистов, которые были разработчиками методических основ первого отечественного воспитательно-образовательного курса: Н.С.Коваленко,  П.П.Артюхов, В.С.Сивакова и И.Г.Якимович (Брянск), Ю.И.Латышев, Л.П.Сафонова, И.В.Скворцова, О.В.Рыжов и М.А.Шкробова (Ульяновск), Н.А.Кузьмина (Орел), А.И.Поздеева, Н.А.Чернышева, В.И.Самоделкин и Т.В.Верещагина (Киров), Е.В.Попова и Т.Н.Авдеева (Тамбов), И.Ю.Горева, П.С.Даминова, Н.Марков и М.А.Вольпова (Новоуральск Свердловской обл.), В.П.Пахомов (Самара), Л.А.Дорошенко, Г.Комиссарова, А.Л.Лопырина и А.Г.Родионов (Тольятти Самарской обл.), Л.Г.Король (Ростов-на-Дону), Т.А.Корнева (Волгоград), В.С.Папин (Тверь), Л.Д.Ибрагимова (Челябинск), Н.А.Коровина (Оленегорск Мурманской обл.), Н.А.Дроздова (Астрахань), М.А.Белялова (Краснодар), Г.П.Романь (Калинград), Л.А.Амосова (Вологда), Л.А.Остапенко (Нижний Новгород), В.В.Гаврина (Черноголовка Московской обл.), Т.Н.Поглазова (Новый Уренгой), Л.Н.Белова и В.И.Шепилова (Москва), А.И.Гавриков и О.В.Борисова (Калуга), С.С.Левинзон (Хабаровск)  и многие другие. Впоследствии многие из них стали соавторами ряда самостоятельных направлений гражданского воспитания и образования.




 
No images

Заказ книг

Форма где можно указать параметры заказа и свои координаты

Поиск по сайту

Популярыне теги