E-mail Печать PDF

П Р О Г Р А М М А

воспитательно-образовательного курса-модуля

«ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ. ТВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ»

 

КРАТКАЯ ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая программа является логическим продолжением общего содержания курса «Граждановедение» и рассчитана на два возрастных периода (8-9 и 10-11 классы). Использование вновь разработанного блока содержания курса для 8-9 классов оставляет школе возможность выбора между действующим в настоящее время вариантом и представленным в данном варианте программы. Блок содержания курса для 10-11 классов является принципиально новым и рассчитан на перенос системы занятий по «Граждановедению» в старшую школу.

В основе концепции и программы – отказ от традиционных подходов к структурированию содержания обществоведческого образования. Фактически «Граждановедение» в меньшей мере направляется на обществоведческое образование, и, в большей – становится воспитательно-образовательным курсом.

Основная цель курса «Граждановедение. Твой жизненный успех» – способствовать самоопределению учащихся и развитию у них мотивации успешности, стремления к саморазвитию в целях будущей самореализации в социуме в качестве представителя среднего класса.

Курс имеет интегративный характер. Его содержание определяют не основы общественных наук (философии, экономики, социологии, права, религиоведения и других), а проблемы общественной жизни, которые на жизненном пути выпускника школы обычно становятся предметом их стихийного изучения и преодоления.

В центре курса – молодой гражданин, личность будущего выпускника школы (на одном из этапов изучения курса в 8-9 классах) и основные сферы жизни выпускника в течение приблизительно 10-летнего отрезка времени после завершения школы (на этапе изучения курса в 10-11 классах).

В содержании курса и его программе приоритет отдается педагогике и возрастной психологии, а не содержанию общественных наук. Отказ от классической схемы изучения обществознания становится в связи с этим  возможным и необходимым.

Например, изучается не право с его традиционной структурой, а сам молодой человек в системе правоотношений, соответствующих его возможным действиям по созданию им самим  благоприятных для самого себя условий для будущей самореализации. В частности, изучаются не основы трудового права, а система трудовых правоотношений, касающихся возможного поведения выпускника школы в следующих сферах:

- выбор профессии,

- получение профессионального образования,

- активность на рынке труда и рабочей силы,

- предпринимательская деятельность и т.д.

Это требует принципиально иного отбора, программирования и подачи учебного материала.

Возрастным особенностям учащихся подчинены фактически все элементы программы и учебно-методического обеспечения. Приоритет педагогики в структурировании курса обеспечивает максимальную ориентированность программы на заинтересованное изучение школьниками общественных явлений. Действуют несколько основных правил,  но два из них при отборе содержания считаются незыблемыми:

  1. 1. Учащимся на занятии должно быть интересно вести разговор обо всем, что включило в себя пособие.
  2. 2. Все то, что не может быть в принципе усвоено ими, даже если это базовые положения общественных наук, в программу и в пособие не включается вообще или включается не в той последовательности, которой требует логика традиционного изложения основ науки.

Курс принимает во внимание особенности реального статуса учителя, который в нынешних условиях практически лишен возможности следить за динамикой общественных процессов и их отражением в общественных науках. Учитывается и то, что многие попытки учителя дать исчерпывающие ответы на вопросы о современной общественной жизни, опираясь на теоретические выводы социальных наук, наталкиваются на недоверие или равнодушие учащихся. Особенно это проявляется в части, касающейся перспектив выпускника, молодого человека в социуме. К тому же, многие положения, например, экономической или юридической наук, вступают в противоречие с фактами реальной жизни.

Тем не менее, концепция курса «Граждановедение» не отрицает возможности опереться на логику науки в конструировании учебного предмета. Авторы лишь констатируют, что она основана на других принципах. Поэтому даже последовательность разделов и тем в программе, особенно для 8-9 классов, на первый взгляд, лишена жесткой логики. На самом деле, она определяется психолого-педагогическими особенностями возраста и результатами обобщения многолетней практики, которая подтвердила целесообразность интенсивного чередования человековедческих и обществоведческих тем.

Такой подход учитывает известный педагогам факт: при изучении традиционных для общественных наук содержательных блоков (политика, право, экономика и др.) учащиеся быстро устают и теряют интерес к предмету. Для преодоления этой проблемы предусматривается также несколько вариантов планирования курса, учитывающего конкретные условия преподавания.

Концентрический принцип структурирования материала позволяет избежать пространных, однообразных по тематике и чрезмерно затеоретизированных содержательных блоков. Динамичная сменяемость тем – это гарантия, что дети не потеряют интерес, что они будут настроены на  встречи с новым и значимым для них материалом.

Концентрическое построение курса обуславливает необходимость повторного обращения к некоторым смысловым положениям. Может показаться, что одни и те же вопросы изучаются на протяжении нескольких лет. На самом деле, ни одно положение не повторяется. Возвращение к изученному ранее материалу создает условия для развития представлений учащихся о наиболее важных общественных явлениях, стимулирует их интерес к новому уровню познания проблем на материале, соответствующем изменившимся возрастным возможностям детей.

Программа является подробной. Она учитывает потребность учителя видеть в структуре всего курса место знаний, соответствующих каждому занятию. Такой подход делает программу более технологичной, обеспечивает детальное восприятие учителем содержания курса и его компонентов, помогает определять те программные элементы, которые информационно обеспечивают конкретные жизненные цели, планы, перспективы выпускников. Наконец, это делает более точным соответствие программы содержанию учебных пособий, а также другим компонентам учебно-методического комплекта (пособия для учителей, руководство для директоров школ, в перспективе – рабочие тетради и т.д.).

Программа для каждого из 8-11 классов рассчитана на 34 учебных часа. Работа может вестись за счет регионального или школьного компонентов учебного плана, а также классных часов.

 

ФРАГМЕНТЫ ПРОГРАММЫ ДЛЯ 8 – 9 КЛАССОВ

УСПЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Раздел I. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СРЕДНЕГО КЛАССА: СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА.

Понятие представителя среднего класса. Социально-экономические реформы в России. Средний класс как основа современного гражданского общества. Средний класс и экономическое развитие России. Политическая стабильность и средний класс. Представитель среднего класса – успешный человек. Выпускник средней школы – будущий представитель среднего класса. Заинтересованность государства в развитии среднего класса.

Свободная личность. Интересы и цели человека. Свобода как условие достижения жизненных целей. Понятие свободы. Свобода как возможность выбора. Понятие личности. Свобода личности. Свобода как условие достижения успеха. Свобода – условие вхождения личности в средний класс. Достижение успеха в своей стране.

………………………………………………………………………………………………………………

Раздел II. ПУТЬ В СРЕДНИЙ КЛАСС.

Самореализация человека. Понятие самореализации. Успех человека как результат самореализации. Представитель среднего класса – человек успешный. Самореализация как цель. Самореализация как процесс. Подготовка человека к самореализации. Ответственность за поведение. Стремление к известности – стимул для самореализации. Вера человека в себя как условие самореализации. Преодоление неблагоприятных условий для самореализации.

Приобретение профессии. Правильный выбор профессии. Условия превращения выбранной профессии в «надежную». Востребованная профессия. Востребованность работника на рынке труда. Профессия как условие достатка. Профессия как способ самореализации. Профессия и профессионализм. Признаки профессионализма. Подготовка себя к выбору и овладению профессией. Изучение мира профессий. Изучение условий труда. Участие школьника в трудовой деятельности. Практический опыт.

Профильное обучение. Современный уровень требований рынка к уровню образования работника. Роль прочных знаний. Умение применять знания на практике. Ум и многознайство. Цели профильного обучения. Влияние профильного обучения на профессиональную подготовку. Направления профильного обучения. Профильное обучение – условие получения углубленных знаний. Базовые и профильные предметы.  Элективные курсы. Выбор профиля обучения. Роль профильного обучения в обеспечении доступности высшего образования. Профильное обучение – дополнительный фактор достижения жизненного успеха.

………………………………………………………………………………………………………..

БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ (основные разделы)

Раздел I. МАТЕРИАЛЬНЫЙ ДОСТАТОК.

Раздел II. БУДУЩАЯ СЕМЬЯ.

Раздел III. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

 

ФРАГМЕНТЫ ПРОГРАММЫ ДЛЯ 10 – 11 КЛАССОВ

 

ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ГЛАВНЫМ ВЫБОРОМ

 

Раздел I. О ЦЕЛИ В ЖИЗНИ.

Самоопределение личности. Понятие самоопределения. Значение самоопределения для человека. Выбор профессии – одна из основ самоопределения. Отношение человека к самому себе. Выбор человеком путей к успеху. Пассивность в сфере самоопределения и ее последствия. Генеральная цель жизни и ее значение. Выработка основной цели жизни. Влияние выбора цели на судьбу человека.

Самореализация человека. Понятие самореализации. Признаки успешной самореализации. Реализация как процесс и как результат. Подготовка человека к самореализации. Желание достичь самореализации. Самооценка. Активность человека и  самореализация. Стремление к известности. Тщеславие. Вера в себя как условие успешной самореализации. Преодоление человеком недостатков характера. Ответственность за свое будущее.

Раздел II. О СРЕДНЕМ КЛАССЕ.

Раздел III. ВЫПУСКНИК СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.

Завершение общего среднего образования. Основные причины поступления в 10-й класс. Рациональный подход к использованию учебного времени. Рациональное отношение к учебе. Дополнительное образование. Изучение иностранных языков. Овладение информационными технологиями. Необходимость взвешенной оценки дальнейших перспектив. Планирование дальнейшего образования. Варианты получения профессионального образования. Варианты овладения профессией. Приобретение навыков общения. Развитие духовной сферы и личной культуры. Планирование будущей семейной жизни. Укрепление здоровья.

Единый государственный экзамен. Назначение экзаменов. Роль экзаменов в развитии учащихся. Роль экзаменов в повышении конкурентоспособности страны. Понятие Единого госэкзамена. Причины заинтересованности общества в улучшении системы госэкзаменов. Причины снижения уровня профессионального  образования. Увеличение числа вузов и его последствия. Изменения уровня квалификации преподавателей. Изменения в отношении студентов к учебе. Цена поступления в вуз как способа уклонения от армейской службы. ЕГЭ как фактор снижения стрессовой нагрузки на абитуриента. ЕГЭ как фактор более объективной оценки знаний. ЕГЭ как фактор снижения финансовой нагрузки на семью. Некоторые недостатки ЕГЭ. Проблема добровольности участия в ЕГЭ. Проблема личного контакта абитуриента (выпускника школы) и экзаменатора.

Экстернат и подготовительные курсы. Понятие экстерната. Экстернат как форма интенсивного самообучения. Экстернат как форма подготовки к госэкзаменам. Выгоды и недостатки учебы в экстернате. Преимущества экстерната для инвалидов. Заинтересованность вузов в «качестве» абитуриентов. Назначение подготовительных отделений при вузах. Условия приема на подготовительные отделения.  Назначение подготовительных курсов. Репетиторство. Роль профильного обучение и ЕГЭ в достижении социальной справедливости. Роль волевых качеств человека в успешном завершении среднего образования.

УСЛОВИЯ УСПЕХА В ЖИЗНИ

Раздел I. ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Начальное профессиональное образование.

Среднее профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование. Понятие высшего профобразования. Диплом вуза. Реальная и ложная престижность высшего образования. Способность человека к получению высшего образования. Высшее образование и гарантии успеха в жизни. Наличие диплома и наличие профессионализма. Разнообразие причин поступления в вуз. Виды и типы высших учебных заведений. Институт. Университет. Академия. Лицензирование вуза. Аттестация вуза. Аккредитация вуза. Диплом государственного образца. Ступени высшего образования. Бакалавриат. Магистратура. Особенности приема в вузы. Платное высшее образование. Образовательный кредит. Образовательная субсидия.

Раздел II.  БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ.

Надежность профессии.

Достаток и зарплата. Уровень зарплаты представителя среднего класса. Отношение людей к деньгам. Заработок как жизненная необходимость. Деньги как цель жизни.  Деньги как средство самореализации. Место денег в жизненной стратегии человека. Условия достижения высокого заработка. Достаток и богатство. Достижение достатка. «Легкая работа» и заработок. Зависимость уровня свободы человека и его заработка. Заработок и ответственность работника за результаты труда. Образованность и профессионализм – основные условия достижения достатка.

Начало трудовой деятельности. Основные варианты начала трудового пути. Трудоустройство после получения профессионального образования. Трудоустройство без профессии. Варианты приобретения профессии в процессе трудовой деятельности. Первое трудоустройство школьника на сезонную (временную) работу. Предварительное знакомство с  условиями труда людей. Пробное участие в трудовой деятельности.  Первое трудоустройство несовершеннолетнего на постоянную работу. Последствия трудоустройства «по звонку». Причины трудностей при трудоустройстве выпускников школ. Проблема трудоустройства выпускников вузов. Совмещение учебы с работой. Заочное обучение и работа. Психологические особенности первого трудоустройства.

Раздел III.  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

«Свое» дело.

Условия успеха в бизнесе. Профессиональные знания. Целеустремленность предпринимателя. Трудолюбие и высокая работоспособность. Партнеры и исполнители. Отношение бизнесмена к работникам. Оборотные средства.  Пути получения средств для начала бизнеса. Заем. Кредит. Залог. Материальные риски предпринимателя. Выбор формы частного предприятия. Юридическое лицо. Предпринимательство без образования юридического лица. Государственная регистрация. Несовершеннолетний бизнесмен. Эмансипация. Бизнес и закон. Устав предприятия. Уплата налогов. Договор деловых партнеров. Юридическая грамотность предпринимателя.

Бизнес-образование.

Раздел IV. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РАБОТНИКА НА РЫНКЕ ТРУДА.

Сущность безработицы.

Государственная служба труда и занятости.

Поведение человека на рынке труда. Изучение рынка рабочей силы. Типичные ошибки. Последствия ошибок в поведении на рынке труда. Информирование работодателей через службу занятости. Ярмарки вакансий. Агентства по трудоустройству. Кадровые агентства. Рекрутинговые компании. СМИ – источник сведений о рынке труда. Роль Интернета. Резюме. Собеседование. Активность работника в информировании о себе. Подготовка к конкуренции на рынке рабочей силы.

Условия конкурентоспособности выпускника школы. Молодежная безработица как социальная проблема. Основные группы молодых безработных. Предупреждение молодежной безработицы. Объективные и субъективные причины потери работы молодыми людьми. Личностные причины. Требования рынка товаров и услуг к молодому работнику. Образование и профессионализм – основные факторы преодоления безработицы. Значение опыта практической работы. Разнообразие требований рынка рабочей силы к работнику. Отношение работодателей к подбору работников. Конкурентоспособность будущего представителя среднего класса.

__________________________________________________________

Данный вариант программы не является исчерпывающим и завершенным. На заключительном этапе доработки концепции и программы   предложены иные варианты, которые уже практически разработаны. Они еще в большей степени будут отвечать требованиям личностно-ориентированного и компетентностного подходов к отбору содержания курса-модуля «Граждановедение. Твой жизненный успех».

Уже существуют более совершенные учебные пособия для указанных возрастных групп учащихся. С помощью передовых учителей страны осуществляется подготовка  улучшенных методических пособий для учителя.

 

Однако, уже сейчас совершенно очевидно, что представленный вариант программы и учебно-методический комплект встречены с большим интересом учащимися, их родителями и учителями. Основные причины этого интереса – прямая направленность материала на развитие стимулов и мотивов достижения выпускником школы успеха в жизни, вхождения его в состав представителей среднего класса.

 
No images

Заказ книг

Форма где можно указать параметры заказа и свои координаты

Поиск по сайту

Популярыне теги