Главная Профилактика наркомании, пьянства, курения "НАШ ВЫБОР" - программа первичной профилактики

"НАШ ВЫБОР" - программа первичной профилактики

E-mail Печать PDF

Масштабы проблемы молодежной наркомании и пьянства ужасающи. Представители самых высших эшелонов власти без тени сомнений называют их «катастрофическими». Что же касается курения…

Естественно, школа решить эти проблемы не в состоянии. Но она может внести свой весомый вклад в важнейшее дело предупреждения этих социальных болезней, обеспечивая их массовую первичную профилактику.

При осуществлении первичной профилактики имеется в виду, что все дети и подростки, на которых направляется профилактическая работа, не являются потребителями психоактивных веществ (ПАВ), но в силу тех или иных обстоятельств могут ими стать.

Именно это определило структуру и содержание профилактической программы, разработанной Центром «Гражданин», – «Граждановедение. Наш выбор: без наркотиков».

Главная ее задача – не допустить первой пробы наркотика, разрушить мотивацию, формирующую риски, приводящие к втягиванию несовершеннолетних в потребление алкоголя, приобщение к курению. Фактически занятия направляются на разрушение спроса на ПАВ.

Программа включает в себя систему занятий (на уроке или вне его) с использованием специального пособия для учащихся 7 – 9 классов, а также поурочного методического пособия для школьных педагогов.

Программа предусматривает проведение от 6 до 12 занятий в течение каждого из трех учебных годов. У этой системы имеется свое обоснование, а у содержания пособия для учащихся – тщательно выверенные принципы отбора материала.

Опираясь на успех разработанной ранее программы профилактики правонарушений, авторский коллектив сначала обеспечил разработку федерального варианта пособия для учащихся к курсу-модулю «Наш выбор: без наркотиков». Он «обезличен», то есть может применяться на всей территории Российской Федерации. Пособие к нему получило основной внешний отличительный признак – коричневый цвет переплета.

Пособия для учащихся «Наш выбор: без наркотиков» и «Ответственность за правонарушения» были обсуждены на заседаниях Федерального экспертного совета Министерства образования и науки России. Вместе с другими пособиями по курсу «Граждановедение» им был присвоен гриф министерства. Оба учебных пособия, а также поурочные методические пособия к ним для учителей были включены в Федеральный перечень учебно-методических и методических изданий Министерства образования и науки Российской Федерации.

Эти и все другие пособия по «Граждановедению» входили в федеральные перечни Министерства до тех пор, пока не был создан единый Федеральный перечень учебников, не включающий пособия для учащихся и методическую литературу.

После этого Центр «Гражданин» просто не представлял свои пособия в Федеральный экспертный совет для получения грифа. В этом уже не было необходимости: сохраняя статус пособий, все книги Центра «Гражданин» оставались сверхвостребованными на рынке педагогической продукции для учащихся. В то же время ряд других изданий, направлявшихся на развитие гражданственности учащихся и заполучивших статус учебников (что противоречит здравому смыслу), так и не снискали какого-либо значимого признания и распространения в массовой практике.

О сложности работы по разработке системы профилактических занятий для подростков свидетельствует факт, что до сих пор не зафиксировано ни одной попытки создать действенный инструмент профилактики злоупотребления ПАВ, который бы предусматривал осуществление успешной профилактической работы в массовом порядке.


Затем, используя федеральный вариант содержания, авторы начали работу по адаптации основного пособия к особенностям регионов и муниципальных образований. Это было вызвано желанием региональных и местных властей максимально полно учесть специфику причин и особенностей проявления наркомании и пьянства молодежи в их местности.

Более того, в некоторых регионах (Брянская, Калужская и Самарская области) осуществлено «отделение» городской специфики от сельской. То есть в каждом из этих регионов РФ были изданы по два пособия для учащихся, которые идентичны по духу и направленности, но различны по наполнению фактическим материалом. При их использовании педагоги отмечали повышение профилактического потенциала занятий именно за счет более глубокой адаптации содержания пособия к специфике местности.

При этом, пособие федерального уровня тоже успешно выполняло свои профилактические функции, тем более, что не каждый регион мог позволить издание книги для учащихся тиражом от 17 до 50 тысяч экземпляров.

Каждое из региональных и муниципальных пособий получило свой внешний отличительный признак – тот или иной цвет переплета с указанием на его обороте территориальной принадлежности.

Наиболее высокие результаты профилактической работы были отмечены в школах, где программа «Наш выбор: без наркотиков» реализовывалась по решению региональных или муниципальных органов образования. Это:

  • Брянская область
  • Брянск
  • Республика Ингушетия
  • Вологда
  • Калужская область
  • Калуга
  • Кировская область
  • Новый Уренгой
  • Самарская область
  • Тольятти
  • Ульяновская область

Наиболее продуктивным и интересным результатом адаптации пособия «Граждановедение. Наш выбор: без наркотиков» авторский коллектив считает книгу для Республики Ингушетия.

Это был первый опыт работы Центра «Гражданин» с регионом Северного Кавказа. В адаптации пособия к специфике Ингушетии самое непосредственное участие приняли местные специалисты.

Этот опыт увенчался его весьма высокой оценкой со стороны ингушских учителей. Для них сотрудниками Центра в 2005 году был проведен республиканский семинар, который показал, что педагоги Ингушетии крайне восприимчивы ко всему новому, что осуществляется в масштабах Российской Федерации. В проведении семинара принимали участие заслуженные учителя России Е.В.Попова (Тамбов) и Н.А.Кузьмина (Орел).

За эту работу два члена авторского коллектива Центра «Гражданин» были удостоены высшей награды Республики – Ордена «За заслуги».

Ниже, увеличив текст "мышкой", Вы можете познакомиться с мнением тех, кто учит детей в классах, из окон которых нередко видны БТРы. Это статья учителя М.Колоевой, опубликованная в приложении «Граждановедение» к «Учительской газете» 2 декабря 2004 года.

Вот почему сотрудники Центра «Гражданин» по-настоящему гордятся и самой работой в Ингушетии, и этими наградами. И искренне сожалеют, что связь с коллегами из этой республики не носит систематического характера.

 
No images

Заказ книг

Форма где можно указать параметры заказа и свои координаты

Поиск по сайту

Популярыне теги