Главная Профилактика наркомании, пьянства, курения Основные особенности программы «Граждановедение. Наш выбор: без наркотиков» (программы и пособия)

Основные особенности программы «Граждановедение. Наш выбор: без наркотиков» (программы и пособия)

E-mail Печать PDF

Авторским коллективом Центра «Гражданин» использованы совершенно нестандартные подходы к отбору содержания, как самой программы, так и пособия.

Не наркотики, алкоголь и табак «наполняют» основное содержание занятий. Не наркоманы, пьяницы и курильщики доминируют на страницах пособия.

Основным предметом рассмотрения является сама жизнь, все самые позитивные ее проявления, к которым подростки не могут быть равнодушными.

Возможно, именно поэтому они неравнодушны и к занятиям по программе.



Во-первых, она интересна детям хотя бы потому, что пособие к ней написано простым, доступным языком. Она не навязывает каких-либо специальных сведений о наркотиках. Вся программа построена на рассмотрении основных ценностей, к которым проявляют интерес молодые люди. Это: общение со сверстниками, сила человека (физическая и внутренняя), его внешняя привлекательность, духовный мир, здоровье, профессия, успех в жизни, образованность, дружба, любовь, свобода, достаток, познание мира, путешествия и т.д.

Во-вторых, только в качестве фона для восприятия этих ценностей используется тщательно отобранный материал о курении, пьянстве, наркотиках, СПИДе. Конструкция учебного пособия позволяет вообще обходится на занятии без упоминания этих социальных болезней, если этого не требует социально-педагогическая ситуация в школе, классе, местности. Это обеспечивает занятиям ненавязчивый тон. Они проходят в форме совместного размышления, где каждый имеет право на выражение своего мнения, даже если оно ошибочно. Другие дело, если ошибка или крайнее суждение становятся очевидными. Тогда они неизменно встречают противодействие со стороны большинства участников обсуждения: такова структура и содержание пособия для учащихся. Отсюда – гарантированный интерес подростков к проблеме, которая при ее решении «лобовым методом» может вызвать скептическое отношение или «синдром взрослости», свести на «нет» все усилия и даже привести к обратному результату. К тому же изучение этих вопросов в системе других занятий по «Граждановедению» (о государстве, праве, экономике, семье, армии, достоинствах и недостатках человека, культуре и т.д.), снимает ощущение, что класс (или кто-то в классе) является очевидным объектом профилактического воздействия.

В-третьих, особую роль в пособии для учащихся выполняет использование некоторых словесных атрибутов, свойственных молодежной субкультуре. Это помогает реализовать важнейшую социально-психологическую установку, заключающуюся в следующем: «Если школа и учитель не научатся использовать коды, которыми молодые люди закрываются от взрослого мира, то никакого внимания молодежи к мнению взрослых, а также официальных структур, добиться будет невозможно. Это неизбежно усугубит противоречия между поколениями» (доктор пед. наук, профессор С. Д. Поляков, Ульяновск). Завладеть вниманием подростков – это основа успеха. Все правильные и приглаженные слова, не находящие адресата, – пустая трата времени и бумаги.

В-четвертых, учтен высокий уровень проникновения уголовной романтики и ее атрибутов (сленга, песен, правил поведения и т.д.) в молодежную среду. Не получая педагогической интерпретации в организованной среде (на уроке, в укладе школьной жизни), эти установки могут стать частью сознания, убеждениями растущей личности. Создавая тексты, авторы руководствовались задачей: используя образы, ставшие, к сожалению, привычными для многих детей и подростков, повлиять на нейтрализацию в их сознании привлекательных мифов о курении, пьянстве, наркотиках, криминальной деятельности, а также способствовать разрушению стереотипов восприятия этих мифов. Экспериментальная проверка показала, что именно это и происходит на занятии даже неподготовленных педагогов. Но особенно успешно это происходит у тех, кто имеет опыт преподавания общего курса «Граждановедение».

В-пятых, этой же задаче служат рисунки, помещенные в пособии. Они выполнены в виде карикатур, которые сначала привлекают внимание, а потом, через их юмористическую природу, начинают влиять на разрушение стереотипов. Однако, рассмотрение рисунков вне контекста содержания пособия не является корректным. Это относится и к рассмотрению фрагментов текста вне общей смысловой направленности книги для учащихся.


Все эти особенности мгновенно схватывают и высоко оценивают директора школ, отвечающие в школе за все происходящее с их питомцами, а также педагоги, стремящиеся действовать не для галочки, а во имя результата. Наиболее точно особенности концепции программы и пособия «Граждановедение. Наш выбор: без наркотиков» почувствовала директор школы № 1071 г. Москвы, канд. Пед. Наук, заслуженный учитель Российской Федерации И.Щербо.

Авторы отдают себе полный отчет в сложности поставленной задачи и отвечают за каждое слово и изображение, помещенные в пособии. У каждого фрагмента любой из глав пособия имеется психолого-педагогическая интерпретация.

Педагоги, работающие по этой программе, могут найти эту интерпретацию в поурочном методическом пособии для педагогов.

 
No images

Заказ книг

Форма где можно указать параметры заказа и свои координаты

Поиск по сайту

Популярыне теги