Главная Профилактика наркомании, пьянства, курения Наш выбор - Здоровый образ жизни

Наш выбор - Здоровый образ жизни

E-mail Печать PDF

И. Щербо, директор школы № 1071 г. Москвы, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации

Журнал "Директор школы" № 10 2002 год


К здоровью на Руси всегда относились, да и поныне относятся, мягко говоря, не рационально, а скорее эмоционально. Вместе с тем тот, кто постигает азы менеджмента, непременно обращает внимание на то, как значима категория здоровья в карьерном, послужном списке личностной характеристики любого специалиста. В нашем же российском менталитете принято жаловаться на плохое самочувствие, жалеть убогого, сочувствовать, соболезновать, опуская для страдающего тем или иным недугом человека планку деятельностных возможностей. Вероятно, это одна из причин того, что здоровый образ жизни так и не стал у нас культурологической ценностью общества.

Сегодня состояние здоровья нации является индикатором благополучия государства. Школа — один из наиболее весомых институтов, обращенных к будущему человечества, имеющих влияние на формирующееся поколение. Многие образовательные учреждения, поняв свое предназначение, экспериментально отрабатывают подходы к организации в своих стенах учебно-воспитательного процесса, сберегающего здоровье школьников и формирующего у них ценности здорового образа жизни. (Официально это именуется по-канцелярски коряво — «здоровье-сберегающие технологии».

Но Бог с ним, с канцеляритом, суть не в названии.) Речь идет о создании в учебном заведении системы поддержки уже имеющегося уровня физического состояния детей. В этом плане особенно важна ориентация на метадисциплинарный подход, объединяющий данные разных наук о детском здравии — медицины, валеологии, педагогики, психологии, школьной гигиены, биологии и т.д. Несмотря на то, что данное направление взаимодействия пока еще находится в области экспериментов, однако оно наиболее реализуемо.

Фарисейская ситуация

Признаюсь, призыв к работе в концепции «Школа, содействующая здоровью учащихся» не вызвал в нашем педагогическом коллективе бурю восторга. Правда, все согласились, что надо. Но каждый как-то не совсем уверен, что от него многое зависит, тем более что учитель (а именно его обвиняют в том, что он своими непомерными требованиями ухудшает состояние школьников) чувствует себя заложником фарисейской ситуации. С одной стороны, он должен создать не вредящий здоровью режим обучения, с другой — дать высокую планку обученности. Ведь если он подготовит в классе только 50% успевающих на «четыре» и «пять», то школа не пройдет аттестацию. Если он сократит объем предложений по образовательным услугам, по дополнительным творческим формам работы сверх минимума школьной программы, то родители не приведут к нему своих детей. Если он не включит в годовой учебный план весь спектр из девятнадцати— двадцати одного предмета, то нарушит Закон «Об образовании». Если он не откроет школу для второй смены и не посадит за парты, за которыми по утрам занимаются первоклассники, учеников четвертого класса, то не выполнит главного принципа российского образования — принципа доступности. И т.д. и т.п. Это лишь часть проблем. Есть и другое. Мы, будем откровенны, потеряли целое поколение — сегодняшних родителей наших первоклассников. Вот стоят у школ мамаши и в ожидании своих детей смолят одну за другой сигареты. Красивые, свободные, они даже и не помышляют о том, какой пример подают своим чадам. Правда, после беседы о будущем их малышей, воспитанных на примере вредных привычек, вроде бы соглашаются, но лишь меняют тактику поведения. Теперь эти милые дамы, подъехав к школе, не выходят из своих иномарок, а открыв окно, курят на своей территории. И никакой указ президента не может ограничить их действия, а учитель не в состоянии пробиться сквозь сложившуюся потребность молодой женщины.

Первые шаги

Так можем ли мы, педагоги, переломить ситуацию? Сомнения, сомнения. Деловая игра-тренинг по методике В. Касаткина, которая на первом этапе определяла возможность педагогического коллектива повлиять на ситуацию в стране, в городе, в школе, в семье, убедила, что учительство — сила, причем ведущая, так как она влияет на будущее, формируя его сегодня. Поэтому за концептуальную основу работы школы с детьми был выбран тезис о необходимости формирования активной, социально-деятельностной позиции школьников по отношению к своему здоровью. Создание условий, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам учебного процесса, медицинская профилактика — все это хорошо, но пока ребенок сам не включится в такую деятельность, все останется лишь пожеланием. И вот первые шаги на этом, пока еще неизведанном пути. Первоклассникам предложено совместно с родителями начать вести «Дневник здоровья». Школа приобрела для всех красочные записные книжки удобного формата. Дети с радостью работают с ними, фиксируя и свой летний отдых с родителями, и увлечения спортом, и участие в школьных «Днях здоровья». Здесь можно увидеть увенчанные лаврами результаты и личные достижения в беге, метании и, прыжках.

Нашлись странички для своих кумиров. Фотографии, стихи, рисунки, аппликации отражают разнообразие детского досуга, динамику физического роста и совершенствования. С удовольствием участвуют в этой, в общем-то довольно незатейливой программе папы и мамы, бабушки и дедушки, и, может быть, впервые сами воочию видят необходимость культивирования здорового образа жизни. А вот наши старшеклассники из художественных классов превратили стены холлов начальной школы в увлекательные тренажеры. Настенные рисунки — детские ладошки, тянущиеся к солнцу, воздушные шарики, взлетающие в голубую высь, — привлекают малышей, и они, подпрыгивая, тянутся к ним, стремясь достать наиболее удаленные, и тем самым избавляются от гиподинамии, вызванной долгим сидением на уроке. А красочный ростомер, изображенный на другой стене, служит для корректировки осанки.

Ну кто из малышей равнодушно пройдет мимо, не прислонившись, не измерив свой рост? А цветовая гамма еще и подскажет, а не вырос ли ты из своей парты, а не мала ли она? Ведь цвета на ростомере соответствуют маркировке мебели в классе. В начальной школе всегда многое получается, ведь это благодатный возраст безоговорочного признания авторитета учителя. А вот чем увлечь подростков? Здесь пришел на помощь курс «Граждановедения» Я.В. Соколова с его интерактивной, социально-деятельностной составляющей. На его основе мы развернули проектно-исследовательскую работу учащихся этого возраста. Создание собственных видеофильмов, конкурс антиникотиновой рекламы, дискотека для некурящих, зашита проектов по здоровому образу жизни на иностранном языке, экологические проекты «о себе любимом». И вот еще одно «ноу-хау»: эксперимент одиннадцатиклассников по сокращению количества выкуренных сигарет. Добровольно включившись в данный проект, они ищут приемы переключения организма с позыва выкурить очередную сигарету. Вот их находки: теннисные столы, которые удерживают от тайной прогулки за угол школы, так как не хочется пропустить свою очередь к ракетке. А потом появилась корзинка с конфетами. Стоит открыто, бери сколько тебе надо, но в обмен на не выкуренную сигарету. И есть обязательное условие: наблюдать за собой, вести записи, что и когда «сорвало» тебя, а что помогло удержаться в эксперименте.

Книга, которую так ждали

Известно присущее тинейджерам, особенно нынешним, стремление все попробовать на себе. Это стремление часто и подвигает их на поведенческие риски, опасные для здоровья. Такая ситуация наиболее трудна для учителя, который чаще всего сам не испытал нечто подобное и, не имея личностного опыта, лишь пугает школьников всевозможными дурными последствиями. Он пугает, а дети лишь ухмыляются: «Совсем нестрашно. Пробовали, и ничего». А как подростку сказать «нет», когда все его сообщество поступает именно так? Ведь это среда его общения, и для него она ценнее всего. Стать «белой вороной», изгоем? Кто бы пожелал этого своему ребенку?!

И вот удача — наконец-то появилось очень ценное и полезное учебное пособие для седьмых-девятых классов «Граждановедение. Наш выбор: без наркотиков», написанное доктором медицинских наук Д. В. Колесовым и кандидатом педагогических наук Я.В. Соколовым.

Появилось пособие (подчеркну это), прошедшее экспертизу и рекомендованное Министерством образования России. Так ожидаемая и учителями, и общественностью книга, нацеленная на предупреждение наркомании, табакозависимости, алкоголизма. Конечно, обо всем этом повествует и не один параграф шкальных предметов. Но материал, разбросанный по страницам курсов граждановедения, обществознания, биологии, снижает эффект новизны учебного материала, так как педагог, освещая тему, повторяется, приводит схожие аргументы и факты. Поэтому предлагаемое отдельное пособие, на наш взгляд, очень полезно для учащихся, поскольку концентрирует их внимание на этой острой социальной проблеме. Авторы, предлагая концентрическую систему изложения материала, находят базовые ценности для каждой возрастной группы.

Для семиклассников— это нравственная категория, облеченная в понятие «легкомыслие», как угроза личностному ресурсу здоровья, внешней красоте, физической силе. Главный девиз этой части пособия: «Человек должен уметь смотреть в будущее».

Материал восьмого класса базируется на понятиях «друг» и «враг», «страдание», как сигнал организма об опасности, как результат безответственного отношения к себе. Основной лейтмотив разговора с девятиклассниками — «ценности жизни»: любовь, экономическая свобода, образование, общение. И написано пособие языком, который понятен современным подросткам, а главное — принимается ими. Мелькающий кое-где сленг — это не уступка вкусам читателя, а ирония, помогающая ему осознать нелепость подобной лексики.

Авторам удалось найти образы, раскрывающие социальные пороки общества, такие как «наркомания — наслаждение смертью», «табачный дым — убийца», «телесериалы — жвачка для глаз» и т.д. Описание деструктивных моментов поведения человека, таких, как, например, ощущение «кайфа», представлены без излишней привлекательности. А используемые авторами юмор, анекдоты делают пособие учебной книгой нового поколения. Не сомневаюсь: большинство подростков непременно захотят хотя бы полистать ее. Соответствует воспитательным задачам и иллюстративный материал. Отрицательные образы не несут эффекта ложной симпатии и в то же время не «перечернены». Шаржированные рисунки не оторваны от содержания, они саркастичны, нравоучительны, но не назойливы, поэтому смотрятся с долей хорошего любопытства.

Так, например, раскрывая, что ленивые люди становятся добычей рекламных жуликов, авторы приводят иллюстрацию со следующим текстом: «Сенсация! Оч. дорого! Если вы заболели ангиной, чесоткой или пересолили суп; если у вас скрипят половицы или жмут туфли — покупайте чудо-препарат от всего — Улучшим!».

Убедительны и используемые в пособии литературные и публицистические источники. Обращаясь к классике (Л.Н. Толстому, А. Мицкевичу, О. Бальзаку) и к современным художникам слова (Н. Заболоцкому, Б. Слуцкому), авторы находят веские аргументы в поддержку своих взглядов. Так, например, удивительно современен отрывок из Л.Н. Толстого о страдании человека и его организма при первой затяжке табачным дымом. Обширен набор интерактивных заданий. Это — моделирование ситуаций, приглашение к проведению исследований, к диспуту, к диалогу, тренинги. Есть задания, подготавливающие почву для освоения методики социального проектирования, например, написание письма, адресованного однокласснику, начавшему курить, составление «Энциклопедии радости жизни». Авторы рассчитывают на сотрудничество родителей. В пособии имеются задания, нацеленные на совместное выполнение с детьми. Такая работа может повысить и ответственность некоторых взрослых за судьбу ребенка, ведь семью ребенок не выбирает, и то, как носятся к здоровому образу жизни в ней, имеет для него судьбоносное значение.

Учителя благодарны авторам за материалы, ориентированные на помощь ребенку в ситуации, когда очень трудно сказать «Нет!» даже взрослому человеку. Такие разделы, как «Как вести себя с кукловодами?», «Шесть ступеней вниз, или Путь в наркотическое рабство», очень значимы для детей. Они действительно готовят подростков к сопротивлению провокациям манипуляторов, приглашающих отведать зелья для настроения. Полезно пособие и для школьных психологов. Увидев его, они сразу заявили, что это — их книга для работы с детьми. Порадовались и классные руководители: есть конкретный, убедительный и интересный материал для работы. Он своевременен и актуален, а главное, не повторяется, несмотря на однозвучие проблематики. Не хотят выпускать из своих рук этот материал и преподаватели «Граждановедения». А задача администрации — рассмотреть более эффективную модель работы с данным пособием.

* * *

Ромен Роллан когда-то сказал, что здоровье — это так же заразительно, как и болезнь. Мы хорошо знаем, как стремительно распространяются, превращаясь в эпидемию, всяческие недуги. А вот науку распространения здоровья, здорового образа жизни всем нам еще предстоит осваивать. И хорошо, что отныне у нас есть надежный помощник в этом важном деле.

 
No images

Заказ книг

Форма где можно указать параметры заказа и свои координаты

Поиск по сайту

Популярыне теги