Главная О педагогической профилактике

О педагогической профилактике

E-mail Печать PDF

Идея педагогической профилактики социальных отклонений в поведении школьников не является новой. Она нашла свое практическое воплощение во многих странах мира – Великобритании, Венгрии, Германии, Франции, США, Болгарии и других.

Различные аспекты теории предупреждения отклоняющегося поведения учащихся средствами школьного воспитания активно развивались советскими учеными-педагогами и юристами М.А. Алемаскиным, В.Г.Баженовым, А.С.Белкиным, Г.П.Давыдовым, А.И.Долговой, Ю.В.Гербеевым, Л.М.Зюбиным, Д.В.Колесовым, С.В.Максимовым, Э.Б.Мельниковой, Г.М.Миньковским, И.А.Невским, А.Ф.Никитиным, В.М.Обуховым, А.А.Остапцом-Свешниковым, А.Г.Хрипковой и другими.

Внедрение многих разработок в этой области в широкую практику было прервано годами перестройки и неразберихи.

Работа Центра «Гражданин» по созданию современной системы педагогической профилактики строилась в контексте развития идей предупреждения правонарушений и иных отклонений в поведении школьников, разработанных еще в советский период.

Все эти идеи основывались на признании высочайшей профилактической ценности школьного воспитания.

Воспитание – это прежде всего организация жизни и деятельности школьного коллектива. Педагогическая профилактика тоже требует включения самих школьников в деятельность (самоуправление, спорт, труд, творчество, искусство и т.д.). Но у любой организационной работы, как и у самой деятельности, должна быть стержневая информационная основа. Педагогически выверенная информация, направленная на развитие сознания школьников, определяет содержание и организацию деятельности. Она формирует мотивы такой деятельности, развивает потребности в самой деятельности.

Специально организованная и направленная информация знакомит растущего человека с бытующими в обществе ценностями, создает условия для «взвешивания» этих ценностей на уровне личностного сознания, «на фоне» сознания общественного.

Частью всего школьного воспитания может стать специальная информационная подсистема, нацеленная на нейтрализацию негативных влияний социальной среды. Ее направленный характер способен существенно компенсировать ослабление положительных влияний социально-экономических факторов в период нестабильности и кризисов. Параллельно государство и общество, взвешенно оценивая опасность преобладания негативных влияний на молодежь, создают реально действующие механизмы сдерживания, нейтрализации и преодоления отрицательных мотивов и установок, определяющих поведение молодого человека.

Естественно, необходима разработка и других концепций педагогической профилактики, которые не ограничивались бы замкнутыми занятиями в классе или во внеучебное время, а предусматривали превращение школы в центр приложения профилактических усилий различных социальных институтов, объединяемых педколлективом школы. Кстати, в теории такие концепции  существуют. Однако, необходимо дождаться хоть каких-то проявлений их методического обеспечения и попытаться оценить их профилактическую эффективность в широкой практике.

Поэтому авторский коллектив Центра «Гражданин» при поддержке творчески мыслящих учителей, методистов и управленцев рассчитывает на тот же эффект, которым сопровождалось внедрение различных общенациональных профилактических программ в ряде зарубежных стран. Как правило, общество, убедившись в стремлении государства к реальным действиям,  консолидируется в борьбе с социальным злом. Это проявляется в нетерпимом отношении граждан к самой возможности и вероятности потребления детьми и подростками никотина, алкоголя, наркотиков, совершения правонарушений, участия в экстремистской деятельности и т.д. Это сопровождается и переходом средств массовой информации к конструктивной поддержке  этого процесса.

А пока выполнять роль части такой системы может хотя бы  серия занятий в школе, направленных на педагогическую профилактику ряда социальных отклонений среди несовершеннолетних.

Основными объектами профилактики стали следующие социальными отклонения в поведении детей и подростков:

  • потребление психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, табак);
  • правонарушения и девиантное поведение;
  • проявления экстремизма (в совокупности с подверженностью влияниям идеологии терроризма).
    На решение этих задач была направлена разработка курсов-модулей для учащихся 7 – 9 классов:

Их разработка представляет собой последовательные шаги по реализации «Концепции воспитательно-образовательной программы профилактики правонарушений, наркомании и иных социальных отклонений среди несовершеннолетних».

Эта «Концепция…» вместе с пособиями для учащихся 7-9 классов «Ответственность за правонарушения» и «Наш выбор: без наркотиков» в июне 2002 года были обсуждены и одобрены на заседании трех комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (Комитет по образованию и науке, Комитет по государственному строительству, Комитет по безопасности). Этому обсуждению предшествовала всесторонняя первичная апробация как самой «Концепции…», так и указанных учебных пособий.

При доработке всех материалов были учтены замечания и пожелания специалистов из более чем 40 субъектов Российской Федерации.



В развитие этой «Концепции…» в апреле 2005 года в г. Ростове-на-Дону была проведена Межрегиональная конференция «Роль государства в создании системы педагогической профилактики экстремизма, терроризма и наркомании среди несовершеннолетних в Южном Федеральном Округе: опыт и перспективы» (под эгидой Администрации Президента Российской Федерации).


Конференцией был одобрен представленный на обсуждение проект Воспитательно-образовательной программы профилактики экстремизма, терроризма и наркомании среди несовершеннолетних, разработанный Центром «Гражданин» совместно с Институтом правовых и сравнительных исследований при АРПО. Проект был доработан и в настоящее время представляет собой вариант национальной программы педагогической профилактики социальных отклонений среди детей и подростков.


Пособия для учащихся «Наш выбор: без наркотиков» и «Ответственность за правонарушения» были обсуждены на заседаниях Федерального экспертного совета Министерства образования и науки России. Вместе с другими пособиями по курсу «Граждановедение» им был присвоен гриф министерства. Оба учебных пособия, а также поурочные методические пособия к ним для учителей были включены в Федеральный перечень учебно-методических и методических изданий Министерства образования и науки Российской Федерации.

Эти и все другие пособия по «Граждановедению» входили в федеральные перечни Министерства до тех пор, пока не был создан единый Федеральный перечень учебников, не включающий пособия для учащихся и методическую литературу.

После этого Центр «Гражданин» просто не представлял свои пособия в Федеральный экспертный совет для получения грифа. В этом уже не было необходимости: сохраняя статус пособий, все книги Центра «Гражданин» оставались сверхвостребованными на рынке педагогической продукции для учащихся. В то же время ряд других изданий, направлявшихся на развитие гражданственности учащихся и заполучивших статус учебников (что противоречит здравому смыслу), так и не снискали какого-либо значимого признания и распространения в массовой практике.

Профилактическая эффективность «Граждановедения» подтверждена широкой многолетней практикой всероссийского масштаба. В этом огромная заслуга представителей первого поколения учителей-граждановедов и методистов, которые были разработчиками методических основ первого отечественного воспитательно-образовательного курса: Н.С.Коваленко,  П.П.Артюхов, В.С.Сивакова и И.Г.Якимович (Брянск), Ю.И.Латышев, Л.П.Сафонова, И.В.Скворцова, О.В.Рыжов и М.А.Шкробова (Ульяновск), Н.А.Кузьмина (Орел), А.И.Поздеева, Н.А.Чернышева, В.И.Самоделкин и Т.В.Верещагина (Киров), Е.В.Попова и Т.Н.Авдеева (Тамбов), И.Ю.Горева, П.С.Даминова, Н.Марков и М.А.Вольпова (Новоуральск Свердловской обл.), В.П.Пахомов (Самара), Л.А.Дорошенко, Г.Комиссарова, А.Л.Лопырина и А.Г.Родионов (Тольятти Самарской обл.), Л.Г.Король (Ростов-на-Дону), Т.А.Корнева (Волгоград), В.С.Папин (Тверь), Л.Д.Ибрагимова (Челябинск), Н.А.Коровина (Оленегорск Мурманской обл.), Н.А.Дроздова (Астрахань), М.А.Белялова (Краснодар), Г.П.Романь (Калинград), Л.А.Амосова (Вологда), Л.А.Остапенко (Нижний Новгород), В.В.Гаврина (Черноголовка Московской обл.), Т.Н.Поглазова (Новый Уренгой), Л.Н.Белова и В.И.Шепилова (Москва),А.И.Гавриков и О.В.Борисова (Калуга), С.С.Левинзон (Хабаровск) и многие другие.

Впоследствии многие из них стали соавторами ряда самостоятельных направлений гражданского воспитания и образования.

 
No images

Заказ книг

Форма где можно указать параметры заказа и свои координаты

Поиск по сайту

Популярыне теги