О программе воспитательно-образовательного курса-модуля «Наш выбор: здоровый образ жизни»

E-mail Печать PDF

Программа рассчитана, с одной стороны, на профилактику потребления школьниками психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, табак), а с другой – на развитие у них стойкой мотивации к здоровому образу жизни, включающему занятия физкультурой, правильное питание, все виды двигательной активности и формы укрепления здоровья (туризм, закаливание и пр.). Программу следует рассматривать не только как самостоятельный компонент общей профилактической работы школы, но также и как элемент современного комплекса здоровьесберегающих технологий.

Модульный курс предполагает проведение занятий с учащимися 7, 8 и 9 классов в системе внеклассной, внешкольной работы в объеме, не превышающем 6-12 часов ежегодно. Построение программы осуществлено по концентрическому принципу. Он обеспечивает включение основных типовых компонентов содержания в каждом классе, но на уровне, соответствующем возрасту учащихся.

Это обусловлено, например, необходимостью систематической работы по предупреждению традиционных ошибок детей и подростков, в результате которых обычно и наступают нежелательные последствия. Но временные параметры совершения этих ошибок не поддаются прогнозу. Можно только предвидеть высокую их вероятность на протяжении именно того периода, который определяется специалистами (врачами, физиологами, педагогами, психологами), как наиболее опасный, то есть возраст учащихся 5-9 классов. К тому же, такие ошибки как, например, следование отрицательным образцам поведения из-за их ценностной значимости в подростковой среде требуют их систематической интерпретации с воспитательно-профилактических позиций для организации постоянного противодействия им. Именно эта работа на протяжении трех лет может создать психологический барьер на пути провоцирующих влияний.

Вся программа построена на рассмотрении основных ценностей, к которым проявляют интерес молодые люди. Это: физическая и внутренняя сила человека, его внешняя и внутренняя красота, здоровье как основа успеха в жизни, дружба, любовь, свобода, достаток, познание мира через образование и путешествия и т.д.

И лишь на фоне важнейших для человека ценностей жизни рассматривается то, что может лишить его благополучия на самых первых подступах к нему.

Приведенный ниже текст программы отражает только часть содержания занятий и может служить лишь общим ориентиром. Полный же текст еще до начала работы помогает представить общую структуру и содержание курса-модуля «Наш выбор: здоровый образ жизни».

Приведенные ниже фрагменты нельзя воспринимать как аналог классических программ, которые характерны для традиционных образовательных курсов. Их своеобразие и полная методическая интерпретация раскрыты в рекомендациях для учителей. Главное – ориентация не на передачу суммы сведений о научных основах проблемы, а на выработку стойкой мотивации к следованию ценностям здорового образа жизни.

Фрагменты программы

7 класс

Человек и его здоровье. Продолжительность жизни и состояние здоровья. Физические и душевные страдания. Стремление человека к приятному. Ответственное отношение к своему здоровью. Ресурс здоровья. Три заповеди здоровья.

Коварные враги здоровья. Отравления, травмы и гибель как следствия легкомыслия. Иммунитет – запас прочности организма. Факторы риска – враги иммунитета: никотин, алкоголь, наркотики. Курение – результат легкомыслия. Курильщики и окружающие люди. Легкомысленное отношение к алкоголю. Пьянство – удар по здоровью. Любопытство и легкомыслие – причины первой пробы наркотиков. Наркомания – быстрый путь к гибели.

Радости или страдания.

Красота или уродство.

Сила или слабость. Внутренняя и физическая сила человека. Ценность работы над своим физическим развитием. Здоровый образ жизни – путь к многим радостям жизни. Воля человека. Развитие силы воли. Удовольствие от ощущения силы своего тела и силы своей воли. Физическая и внутренняя сила человека – условие успеха в жизни. Сильный человек – опора для близких людей. Слабость – удел пьяниц и наркоманов. Последствия слабости тела и слабости воли для всей жизни человека.

 

8 класс

Алкоголь и никотин. Телесная боль. Душевная боль. Миф об алкоголе как «друге человека». Опасности, исходящие от ложных друзей. Отвратительный характер поведения пьяницы. Социальные последствия алкоголизма. Алкоголь – зло внутри человека. Коварство алкоголя. Миф о никотине как друге человека. Последствия курения для курильщика и окружающих. Закон РФ «Об ограничении курения табака». Снижение престижа курения в мире.

Наркотики и СПИД.

Здоровье или болезни. Различия в понимании счастья. Здоровье – основа счастья. Удары по здоровью – путь к жизни в несчастье. Удары по материальному достатку. Удары по близким людям. Удары по отношениям с людьми. Пьяницы и наркоманы – несчастные люди.

Дружба или одиночество.

Свобода или неволя.

 

9 класс

О жизни и смерти. Качество жизни и «качество смерти». Здоровый образ жизни. Рискованный образ жизни. Болезненный образ жизни. Ценности жизни: свое дело, семья, здоровые и воспитанные дети. Алкоголь и никотин – ложные ценности и враги ценностей подлинных. Угроза делу. Разрушение семьи. Опасность для детей.

…Мифы о наркотиках («легкие» наркотики, возможность излечения, одна-две пробы не опасны и т.д.). Причины распространения социальной заразы среди подростков. Приемы наркодилеров: манипуляция, соблазн, провокация.

Любовь или ненависть. Любовь – величайшая ценность жизни. Влечение души. Влечение разума. Влечение тела. Алкоголь и наркотики – угроза и разрушитель любви. Пустота души пьяницы и наркомана: хитрость, лицемерие, трусость. Нищета разума пьяницы и наркомана. Курение, алкоголь и наркотики – путь к убогости тела.

Достаток или нищета.

Познание мира или изоляция.

Путь в наркотическое рабство.

 

Данная программа постоянно совершенствуется на протяжении уже 10 лет. В июне 2002 года ее концепция впервые была обсуждена и одобрена на заседании трех комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (Комитет по образованию и науке, Комитет по государственному строительству, Комитет по безопасности). Этому обсуждению предшествовала всесторонняя первичная апробация как самой «Концепции…», так и типового пособия для учащихся.

При доработке всех материалов были учтены замечания и пожелания специалистов из более, чем 40 субъектов Российской Федерации.

 

В развитие этой «Концепции…» в апреле 2005 года в г. Ростове-на-Дону была проведена Межрегиональная конференция «Роль государства в создании системы педагогической профилактики экстремизма, терроризма и наркомании среди несовершеннолетних в Южном Федеральном Округе: опыт и перспективы» (под эгидой Администрации Президента Российской Федерации).

Конференцией был одобрен представленный на обсуждение проект Воспитательно-образовательной программы профилактики экстремизма, терроризма и наркомании среди несовершеннолетних, разработанный Центром «Гражданин» совместно с Институтом правовых и сравнительных исследований при АРПО. Документ был доработан и в настоящее время представляет собой проект варианта национальной программы педагогической профилактики социальных отклонений среди детей и подростков.

На типовую антинаркотическую программу, а также на пособия к ней за 10 лет было получено более 80 рецензий самых разных специалистов – ученых, представляющих основные научные направления, а также педагогов-практиков из десятков регионов России.

На ее основе и была разработана программа модульного курса «Наш выбор: здоровый образ жизни», которая впервые была реализована в 2009 году.

 
No images

Заказ книг

Форма где можно указать параметры заказа и свои координаты

Поиск по сайту

Популярыне теги