Главная НОВЫЕ ПРОГРАММЫ Наш выбор: здоровый образ жизни Пособия для учащихся Пособия для учащихся «Наш выбор: здоровый образ жизни»

Пособия для учащихся «Наш выбор: здоровый образ жизни»

E-mail Печать PDF

Особенности учебного пособия

В настоящее время разработаны два варианта пособия к программе курса-модуля «Наш выбор: здоровый образ жизни».

Первый (крайний слева) входит в комплект пособий к программе «Я – гражданин России» под № 7. Эта книга – вариант федерального издания, которая рассчитана на применение на всей территории России. Ее объем соответствует типовому варианту такого пособия и включает 6 основных тем, рассчитанных на 5-7 классы.

Второй служит самостоятельной программой, направленной не только на профилактику потребления психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, табак), но и на общую пропаганду здорового образа жизни. Объем пособия – 12 тем. Оно рассчитано на проведение занятий в 7-9 классах. Издается для регионов с адаптацией содержания к местным особенностям, что существенно повышает ее эффективность, дает практические рекомендации по использованию здоровьесберегающих ресурсов региона.

Это пособие также создавалось в расчете на относительно легкую воспроизводимость занятий педагогом, в первую очередь – классным руководителем, который не имеет специальной профессиональной подготовки, но в состоянии проводить занятия с использованием простейших элементов интерактивных методик.

Кстати, при обсуждении материалов первого варианта пособия на расширенном заседании Федерального экспертного совета Минобразования РФ было высказано мнение о необходимости использования в педагогической профилактике только тех программ, которые построены исключительно на интерактивных методах. То есть, речь шла о необходимости активного включения каждого подростка в действие, которое имеет профилактическую значимость, но не привязано к источникам сведений, применяемых на занятии. Например, это могут быть ролевая игра, мозговой штурм, дебаты и пр.

Безусловно, это благое пожелание. Но никто пока не смог ответить на вопросы о сроках и уровне кадрового и профессионального обеспечения этой идеи в массовой школе. Такие программы существуют, но их невозможно найти в учебных заведениях. Они тиражируются крайне малыми партиями. Но и эти тиражи часто не находят применения.

Причины этого очевидны: нет механизмов внедрения таких программ в массовую практику. Этот механизм предусматривает, как правило, наличие учебных или других часов с их финансовым обеспечением. Нужна также хорошая специальная методическая подготовка учителя, как в педвузе, так и в системе переподготовки и повышения квалификации. Причем, необходимо учитывать, что 70% школ России – это сельские школы со всеми проблемами сельских учителей, многие из которых находятся в предпенсионном возрасте и не имеют реальных условий (и даже желания) для повышения методического уровня по основной специальности.

Безусловно, интерактивные методы – это будущее не только профилактических программ, но и ряда школьных гуманитарных дисциплин, в первую очередь, обществоведческих.

Поэтому книга-пособие «Наш выбор: здоровый образ жизни», создавая существенные предпосылки для использования интерактивных методов, оставляет педагогу возможность проведения традиционного занятия, которое, тем не менее, обязательно должно быть неординарным событием для подростков. К тому же этот курс-модуль изначально был построен на включении в занятия тех эмоционально насыщенных компонентов, которые и делают их привлекательными для большинства детей. Все методическое сопровождение курса свидетельствует именно об этом.

Активность детей на занятии достигается за счет внутренней структуры каждой учебной темы. Эта структура хорошо знакома преподавателям воспитательно-образовательного курса «Граждановедение». Ее стержневой основой является включение методических компонентов в ткань содержания самих учебных тем.

Прежде всего, это вставки-задания, которые сопровождают учебный текст. Преподаватели курса знают, что весьма удачным может стать даже такое занятие, которое строится на простом обсуждении нескольких вставок-заданий.

Основой успеха являются два основных фактора: а) дети обязательно прочитывают дома содержание темы, потому что оно, как правило, им интересно; б) работа по вставке-заданию не предусматривает однозначного ответа или мнения, и это учитывается педагогом, которого в большей мере интересует аргументированное мнение, а не «правильный ответ». Именно это он поощряет и оценивает. А это и является коренным отличием от того, что требуется на уроках по школьным программам и того, что на них стремятся демонстрировать учащиеся, желая получить положительную оценку.

Таким образом, сами по себе вставки-задания в состоянии частично обеспечить желаемый ход занятия. И учитель, как правило, не испытывает трудностей в их реализации.

Кроме этого, у педагога под рукой всегда имеется вспомогательная (методическая) часть учебного пособия, которая сопровождает каждую тему и находится в конце текста каждого параграфа.

Это методические материалы разнообразных жанров. Таковыми они воспринимаются только классным руководителем, а не учащимися, поскольку все материалы обращены к школьникам, которые видят в них источники интересных и полезных сведений. А для педагога – это материал, с помощью которого можно создать фрагмент занятия.

Например, это задания, а также разделы «Прочитайте и подумайте» и «Попробуйте прокомментировать», выполняющие роль хрестоматии. Это и раздел «Познай людей и самого себя», который помогает школьникам «примерить» изученное явление общественной жизни на себя, а также раздел «Попытайтесь поспорить», позволяющий мгновенно (на любом этапе занятия) переключить детей на активное участие в работе.

Фактически все это дает классному руководителю те материалы, которые он обычно ищет в методическом сопровождении своего предмета – сборник заданий, хрестоматию, сборник тестов, словарь, другие дидактические материалы.

Однако, использование всех включенных в пособие компонентов на одном-двух занятиях практически невозможно. На это просто не хватит времени. Зато педагог сможет, опираясь на уже имеющиеся у него материалы, сконструировать свое занятие, поскольку методическая канва у него уже имеется.

Это обстоятельство, проверенное более чем 20-летней практикой, является наиболее реальной предпосылкой массового воспроизведения занятий с достижением планируемых результатов. А стремление педагога усилить удельный вес интерактивных методов только повысит воспитательный потенциал занятия.

Основное содержание каждой темы пособия, а также все указанные вспомогательные компоненты, имеющие для учителя методическую значимость, направляются на решение основной задачи – привлечь внимание учащихся к тексту и вызвать к нему доверие.

Для этого в их содержании затрагиваются некоторые наиболее важные жизненные ценности, имеющие первостепенную значимость для учащихся-подростков. На их фоне показываются основные «факторы риска», которые могут кардинальным образом отрицательно повлиять на весь жизненный путь человека.

Это определило следующий ряд особенностей учебного пособия «Наш выбор: здоровый образ жизни»:

а) в пособие включены тексты, лишенные выраженной обучающей направленности, сориентированные на создание психологического ощущения, что у каждого растущего человека впереди прекрасные перспективы, и они усиливаются по мере реализации личной программы саморазвития и преодоления опасных искушений и соблазнов;

б) используются стиль и тон изложения, заставляющий подростков воспринимать текст, как нестандартный, непривычный для учебного пособия, отражающий (без крайностей) элементы молодежной субкультуры; это вызвано острой необходимостью «взламывать» коды, которыми молодые люди закрываются от многих влияний, исходящих от официальных структур;

в) включаются элементы сленга, в основном молодежного (при строгом их дозировании и определении их смысловой педагогической значимости), что, в основном, направляется на развитие отчуждения от образцов и примеров антисоциального поведения или его предвестников, а также носителей;

г) предельная минимизация в тексте элементов морализаторства, назидательности, запугивания, стремления решить проблему ударом «в лоб»;

д) включаются рисунки, выполненные в жанре карикатуры, а также фотографии и коллажи, которые направлены на развитие неприятия внешних признаков и проявлений социальных отклонений в поведении подростков и взрослых и т.д.

 

 

Общевоспитательная и профилактическая составляющие содержания пособия реализуется за счет элементов структурной композиции учебных тем, определяющих алгоритм занятий, который может выглядеть примерно следующим образом:

- на первом этапе каждого занятия в любом из трех классов (7,8,9) речь идет о ценностях жизни, к которым стремятся все нормальные люди (здоровье, сила, красота, любовь, дружба, достаток, путешествия и т.д.). Только в случае необходимости, которая определяется учителем, хорошо знающим свой класс, в занятие включается основной профилактический компонент содержания каждой темы. В случае отсутствия такой необходимости специфический профилактический компонент не задействуется: дети и так обязательно прочтут текст, который может стать предметом неформального обсуждения и, как следствие, – альтернативой бытующим в подростковой среде представлениям о проблемах курения, наркотиков, пьянства. Однако, подготовленный педагог непременно задействует материал прямого профилактического действия по теме, не нарушая основных педагогических принципов;

- на занятиях, с опорой на нестандартный текст, а также на легко воспринимаемые стиль и тон изложения, развенчиваются мифы, традиционно распространенные в подростковой среде («были бы деньги – здоровье приложится», «многие курят и колются – и ничего не происходит», есть «легкие» (безопасные) наркотики и «тяжелые» (опасные); «на иглу можно сесть, с иглы можно слезть»; «в жизни нужно попробовать все» и т.д.);

 

- показываются основные приемы и мотивы действий профессиональных наркодельцов и ситуативных наркоманов, втягивающих в потребление наркотиков неустойчивых людей; развитие представлений об этих мотивах и приемах влияет на формирование у детей и подростков реакции отторжения подобных попыток в реальной жизни при первичной идентификации признаков таких посягательств на суверенитет личности;

- реализуется психологическая установка на демонстрацию подросткам внешне индифферентной позиции государства и общества к личному выбору каждым своего отношения к наркотикам: «наше дело – предупредить, а выбор остается за каждым свободным человеком; но в случае выбора в пользу суррогатного «кайфа» выплывайте сами – без надежды на деньги налогоплательщиков».

Особую роль в пособии выполняет использование некоторых словесных атрибутов, свойственных молодежной субкультуре. Это помогает реализовать важнейшую социально-психологическую установку, заключающуюся в следующем: «Если школа и учитель не научатся использовать коды, которыми молодые люди закрываются от взрослого мира, то никакого внимания молодежи к мнению взрослых, а также официальных структур, добиться будет невозможно. Это неизбежно усугубит противоречия между поколениями» (профессор С.Д.Поляков).

Поэтому, завладеть вниманием подростков – это основа успеха. Все правильные и приглаженные слова, не находящие адресата, - пустая трата времени и бумаги.

В пособии учтен высокий уровень проникновения уголовной романтики и ее атрибутов (сленга, песен, правил поведения и т.д.) в молодежную среду. Не получая педагогической интерпретации в организованной среде (на уроке, классном часе и других сферах школьной жизни), эти установки могут стать частью сознания, убеждений растущей личности.

Авторы поставили задачу: используя образы, ставшие, к сожалению, привычными, способствовать нейтрализации привлекательности мифов о курении, пьянстве, наркотиках, криминальной деятельности, способствовать разрушению стереотипов их восприятия. Экспериментальная проверка, а потом и массовое внедрение, показали, что именно это и происходит на занятии, особенно у педагога, имеющего опыт работы по другим программам Центра «Гражданин».

Этой же задаче служат рисунки, помещенные в пособии. Они выполнены в виде карикатур, которые сначала привлекают внимание, а потом, через их юмористическое содержание, начинают влиять на разрушение стереотипов. Однако, рассмотрение рисунков вне контекста содержания пособия не является корректным. Это относится и к рассмотрению фрагментов текста вне общей смысловой направленности пособия.

Авторы отдают себе полный отчет в сложности поставленной задачи и отвечают за каждое слово, изображение, помещенные в пособии. Поэтому у каждого фрагмента любой из глав имеется психолого-педагогическое обоснование.

 
No images

Заказ книг

Форма где можно указать параметры заказа и свои координаты

Поиск по сайту

Популярыне теги