Главная НОВЫЕ ПРОГРАММЫ Перспективные идеи Идея, показавшаяся перспективной

Идея, показавшаяся перспективной

E-mail Печать PDF

Каких только форм борьбы со злом ни видывал мир! Например, в 80-х годах прошлого века предельно декоративный проект выдала одна дама из НИИ МВД СССР. Кстати, тот институт служил делу вполне прилично: давал неплохие рекомендации по профилактике правонарушений, неплохо изучал и адаптировал зарубежный опыт, занимался реальными проблемами системы исполнения наказаний и т.д.

Так вот, о даме. Она закончила музыкальный факультет пединститута, любила музыку. Но перед получением диплома подтвердилась гипотеза, что учительский хлеб не сладок. Поскольку имелись прочные связи в научных кругах, близких к криминологии, было решено пристроить девушку в вышеозначенный НИИ. Тему научной работы обозначили примерно так: «Влияние классической музыки на процесс перевоспитания осужденных, находящихся в колониях для несовершеннолетних».

Результаты изысканий неизвестны, их следы отсутствуют. Но девушка успешно вписалась в систему обеспечения всеобщей занятости в социалистическом обществе.

Логика заставляла предполагать, что на той же ниве трудились люди, которые в основу процесса перевоспитания падших положили, например, приобщение к шедеврам классической живописи. Или классического балета. Оперы, наконец. Или хотя бы народного танца.

Почитателям ее красоты хотелось бы увидеть процесс перевоспитания преступников под музыку Бетховена и Шуберта. Особенно тех деток, которые попали в колонию за убийства и изнасилования.

Но ведь никто ничего не знает о результатах. А вдруг…

Поэтому мы тоже, но совершенно серьезно, решили, так сказать, приобщиться. При этом не допуская никаких покушений на устои системы исполнения наказаний, хотя она, безусловно, нуждается в коренной перестройке. Только где взять силы и волю для модернизации прекрасных идей А.С.Макаренко?!

В самых общих чертах рассмотрим проект программы, которая могла бы стать небольшой частью национальной системы профилактики социальных отклонений среди несовершеннолетних. Она кажется перспективной хотя бы потому, что реализуема в массовых масштабах, полезна детям российской глубинки и посильна для государства.

Проект № 1

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ АМОРАЛИЗМА И БЕЗДУХОВНОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
СРЕДСТВАМИ НОВЕЙШИХ МЕДИЙНЫХ СИСТЕМ

Цель проекта: создать реальные предпосылки для влияния на духовно-нравственное развитие молодежи региона и предупреждение антисоциального поведения в молодежной среде средствами приобщения детей и подростков к шедеврам отечественного и мирового изобразительного искусства.

Обоснование цели:

1. Разрушительное воздействие средств массовой информации на сознание и поведение молодежи.

1.1. Как известно, одной из основных причин социальных отклонений среди молодежи (аморализм, правонарушения, экстремизм, агрессия, пьянство, наркомания и пр.), является прямое подражание негативным образцам поведения. Основным фактором такого подражания является систематическое неконтролируемое «потребление» аморальных и разрушительных сцен через СМИ (особенно телевидение и Интернет). Мировой опыт свидетельствует, что ни цензура, ни запреты эту проблему решить не смогут.

1.2. В современном российском обществе пока нет действенной альтернативы разрушительному воздействию СМИ на сознание и поведение молодежи. Для ее появления требуются активные целенаправленные действия государства по созданию в обществе культурной среды, способной нейтрализовать массовое распространение негативных образцов поведения.

2. Разрушительное воздействие на молодежь отрицательных примеров поведения и неформального общения.

2.1. Значительное количество распавшихся семей, проявления социального неблагополучия в виде бедности, нехватки рабочих мест, аморализма, пьянства и др. являются источниками бездуховности и безнравственности в молодежной среде. Наиболее массово это проявляется в социально неблагополучных муниципальных образованиях, удаленных от региональных центров. Часто именно там складывается особый психологический климат (чувство безысходности, отчужденности, фрустрации, отсутствия социальных перспектив и т.д.). В такой обстановке особо сильное воздействие на неокрепшую психику оказывают примеры отрицательного поведения со стороны социально неадаптированных родителей и других взрослых, окружающих детей и подростков.

2.2. Ограниченность общения детей, подростков и молодежи, его замкнутость на свою специфическую среду влияет на создание особой молодежной субкультуры. Она питается за счет обмена негативной информацией, почерпнутой из СМИ (Интернета). Это во многом определяет безнравственный характер отношений молодежи в процессе неформального общения. Полное отсутствие нравственных ориентиров в совокупности с правовым нигилизмом создает благоприятную среду для развития аморального, противоправного поведения.

3. Духовно-нравственное развитие молодежи средствами изобразительного искусства как один из факторов нейтрализации отрицательных влияний социальной среды.

3.1. Хорошо известно, что приобщение растущей личности к отечественной и мировой культуре эффективно противодействует развитию аморализма и бездуховности. Даже самое общее знакомство детей и подростков с шедеврами творчества, происходящее в ярких формах, обеспечивающих высокий уровень эстетического и эмоционального воздействия, способно заложить основы психологического иммунитета к отрицательным воздействиям среды, а также поддерживать мотивацию к нравственному поведению. Как правило, это происходит даже в самых неблагоприятных социальных условиях. И особая роль здесь принадлежит литературе и изобразительному искусству, а также специальным профилактическим программам.

3.2. Реализовать воспитательно-образовательный потенциал изобразительного искусства для оздоровления нравственного климата в российском обществе на государственном уровне по-настоящему даже не пытались. Это обусловлено отсутствием адекватных средств, способных составить реальную конкуренцию средствам массовых информаций по уровню эмоционально-нравственного воздействия на детей, подростков, молодежь.

4. Новейшие мультимедийные системы как альтернативное средство распространения духовно-нравственных ценностей в молодежной среде.

4.1. Появление новейших систем позволяет добиваться более эффективного воздействия на сознание и поведение молодежи. С одной стороны, они создают более высокий уровень эмоционального зрительного восприятия, чем традиционные СМИ, то есть являются, по крайней мере, конкурентоспособными. С другой, – являясь высокомобильными, они могут обеспечивать «доставку» нужной информации в самое отдаленное муниципальное образование.

4.2. Зрительный ряд из специально отобранных шедевров мирового изобразительного искусства в состоянии обеспечивать необходимое развивающее воздействие на растущую личность и гарантировать начальную стадию приобщения молодого человека к богатствам художественной культуры. Этот зрительный ряд отбирается в соответствии с двумя основными педагогическими принципами:

а) возрастной доступности социально значимой информации, заключенной в художественном произведении, имеющей жизненное значение для растущей личности;

б) эмоциональной насыщенности и эстетической ценности информации (применительно к особенностям восприятия детьми и подростками).

* Совершенно по-другому эти картины воспринимаются в формате 3D. И разговор с детьми получается более интересным и содержательным. А поговорить есть о чем… Мы пробовали!

 

4.3. Соблюдение педагогических принципов подбора зрительного ряда в состоянии включать растущую личность в необходимую мыслительную работу, которая объективно должна сопровождать восприятие художественного произведения. Это позволит направлять развитие сознания растущей личности в конструктивное русло, противопоставлять это развитие источникам деструктивного влияния. Данное положение имеет принципиальное значение в связи с тем, что традиционные подходы к эстетическому воспитанию детей и подростков в массовой практике обычно сводятся к пассивному восприятию художественных произведений, граничащее с бездумным созерцанием.

5. Использование технологии 3D в развитии духовно-нравственной сферы сознания средствами изобразительного искусства.

5.1. Наряду с другими современными мульти-медийными средствами, технология 3D представляется одной из наиболее перспективных в связи с содержащимся в ней значительным потенциалом, имеющим развивающее, воспитательное значение:

5.1.1. Особая привлекательность для восприятия молодыми людьми формы передачи изображения, заключенного в художественном произведении (обычно заставить детей или подростков смотреть даже на подлинник шедевра и слушать информацию о нем представляется трудновыполнимой задачей).

5.1.2. Рельефность, объем изображения, придающие картине в формате 3D необычный для традиционного восприятия вид, с сохранением и усилением ее эстетических достоинств и социального смысла изображения, гарантируют заинтересованное отношение детей и подростков к изображению (эти же мотивы, видимо, определяли двухлетние усилия южнокорейских ученых по «оживлению» шедевров живописи).

5.1.3. Художественные образы в формате 3D, снабженные адекватным комментарием, имеющим социально-личностную значимость для молодого человека, формируют мотивацию к поискам дополнительных источников знаний, ощущений, чувств. В конечном итоге, это и является целью приобщения детей и подростков к мировой художественной культуре.

5.2. Наряду с другими современными мульти-медийными средствами, технология 3D представляется одной из наиболее перспективных по следующим причинам, имеющим организационное значение:

5.2.1. Аппараты, являющиеся носителями технологии 3D, представляют собой оптимально удобный инструмент для хранения, транспортировки и демонстрации шедевров мировой художественной культуры. Они позволяют максимально приблизить высокохудожественные произведения и их педагогическое сопровождение к любому числу молодых людей в самых отдаленных районах Российской Федерации.

5.2.2. Являясь аналогами привычных телеприемников и DVD-носителей, аппараты 3D могут эксплуатироваться обычным учителем независимо от его технической или специальной подготовки в любой местности, где отсутствует необходимая для технической поддержки инфраструктура.

5.2.3. Наиболее перспективными для применения аппаратов 3D являются две формы организации занятий:

а) в стенах общеобразовательной школы: в стационарном или передвижном (межшкольном) вариантах;

б) в стенах муниципального учреждения культуры (Дом или Дворец культуры, районная или сельская библиотека и т.д.).

2.5.2.4. Наивысшей формой применения технологии 3D в целях духовно-нравственного развития молодежи является создание 3D музея, который становится центром развития художественной культуры в тех муниципальных образованиях, которые заведомо обречены быть на периферии задачи включения детей и подростков в процесс их приобщения к культурным ценностям. Это, вместе с другими негативными влияниями, неизбежно консервирует на долгие годы многие факторы, отрицательно действующие на развитие сознания и поведения молодежи в местах, удаленных от региональных центров культуры.

2.6. Ясно, что восстановление нравственной атмосферы на основе создания действенных духовно-нравственных общественных ценностей потребует значительного времени. Для решения этой проблемы необходимы существенные усилия государства и общества далеко не только в сфере реализации воспитательного потенциала мировой художественной культуры. Нужны усилия в сфере решения социальных проблем молодежи, в сфере повышения уровня образования молодых людей (общего и профессионального), в сфере организации досуга, прежде всего средствами развития физкультуры и спорта, в других сферах.

Тем не менее, реализация высказанных предложений может в кратчайшие сроки создать один из действенных факторов духовно-нравственного развития личности молодого гражданина России.

 
No images

Заказ книг

Форма где можно указать параметры заказа и свои координаты

Поиск по сайту

Популярыне теги