Главная Профилактика экстремизма и терроризма

О программе профилактики экстремизма и нейтрализации идеологии терроризма среди учащихся 7-9 классов.

E-mail Печать PDF

Программа подготовлена Центром «Гражданин» в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом «О борьбе с терроризмом», Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Программа обсуждена и одобрена Межрегиональной конференцией «Роль государства в создании системы педагогической профилактики экстремизма, терроризма и наркомании среди несовершеннолетних в ЮФО: опыт и перспективы» (Москва-Ростов-на-Дону, апрель 2005 г.), организованной Администрацией Президента Российской Федерации


Актуальность проблемы

Превращение России в одну из основных мишеней международного терроризма требует активизации усилий государства и общества в противодействии любым проявлениям терроризма во всех сферах социальной жизни, всеми законными средствами. В конечном счете от эффективности такого противодействия будет зависеть не только состояние национальной безопасности, но и само существование Российского государства.

Еще долго будут сказываться тяжелые социальные последствия крупных террористических акций, осуществленных в Беслане, в Москве (особенно в метро и в аэропорту «Домодедово» в 2009-2010 гг.), в Буденновске, Волгодонске, вспышки этно-конфессинального экстремизма в Карелии. Но значительнее всего общее психологическое состояние российского общества ухудшили события в Москве на Манежной площади 12 декабря 2010 г., а также последовавшие за этим эксцессы в Самаре, Ростове-на-Дону и др.

По оценкам специалистов, после этих терактов и проявлений экстремизма россияне еще продолжительное время будут испывать глубокие переживания и тревоги, которые тяжелее всего скажутся на нынешнем поколении подростков. Усиление психологической дестабилизации будет проявляться в усилении подозрительности и ксенофобии, с одной стороны, и обвинениях в бездействии властей всех уровней — с другой.

В значительной мере это состояние будет периодически ухудшаться не только при повторении терактов (это прогнозировалось и подтвердилось после повторения терактов в метро и на воздушном транспорте), но и в результате превентивных действий самого государства. Оно будет вынуждено постоянно призывать граждан к бдительности, предупреждать о повышении уровня террористической опасности, проводить антитеррористические учения, принимать конкретные меры безопасности и т .д.

В этих условиях проведение государством превентивных пропагандистских антитеррористических действий будет сопряжено с трудностями социально-психологического характера.

С одной стороны, они могут быть обусловлены нежеланием официальных структур «будоражить» общественное мнение при проведении профилактических мер, особенно связанных с частичным ограничением прав граждан. Это может объективно породить снижение уровня необходимой антитеррористической пропаганды в обществе.

С другой — реализация государством конкретных и действенных мер, направленных на предотвращение терактов, при информационном дефиците может восприниматься обществом как признак нарастания угрозы. Это может объективно порождать панические настроения.

Школа в состоянии внести свой весомый вклад в стабилизацию психологического состояния общества, а в конечном итоге — в борьбу с терроризмом. Оставаясь государственно-общественным институтом, школа обладает существенным пропагандистским потенциалом, распространяющимся не только на миллионы учащихся, но и на массы родителей, ближайших родственников учащихся, а также учителей.

Для реализации этого потенциала уже объективно существуют условия, которые сейчас необходимо переподчинить новой задаче. Однако добиться этого можно посредством совокупности точно выверенных организационно-педагогических и пропагандистских действий государства в сфере основного общего и профессионального образования. В этом случае школа и другие образовательные учреждения будут в состоянии частично компенсировать дефицит пропагандистского контртеррористического воздействия государства на общество, а также упорядочить в общественном сознании результаты разрозненных и разноречивых воздействий средств массовой информации.

Основным преимуществом организации антитеррористической пропагандистской работы государства в сфере образования является возможность избежать «лобового» воздействия на сознание граждан, которое может сопровождаться обратным результатом, что нередко и происходит на практике.


Конечным результатом работы школы должны стать три психологических новообразования в сознании личности, которые могут трансформироваться в стабильные компоненты общественного сознания:

а) убеждение в своей принадлежности к многонациональному российскому обществу, которое находится в состоянии совершенствования всех сфер своей жизни:

б) стойкое неприятие всех видов экстремизма, в том числе политического и религиозного, порождающего террор как средство решения фундаментальных социально-экономических и политических проблем;

в) устойчивый психологический иммунитет граждан к воздействию экстремистов, стремящихся влиять на власть посредством устрашения населения террором.

В этой связи представляется совершенно очевидной задача создания специфического «антиэкстремистского» и «антитеррористического сегментов» в содержании работы школы. Они могут быть реализованы в специальной программе, функции которой коренным образом и принципиально отличаются от традиционных целей, содержания и форм передачи прагматичных знаний о безопасности.

Такая программа должна стать дополнительным вспомогательным фактором ослабления социально-психологических предпосылок и последствий террористических действий экстремистских кругов. Поэтому она может основываться не на передаче знаний или формировании навыков, а на развитии отношений к явлениям, относящимся к сфере экстремизма и терроризма, а также антитеррористической деятельности государства и общества.


Цели и задачи Программы

    Сущность и содержание Программы определяются политикой государства, направленной на предотвращение участия молодежи в экстремистской деятельности, а также на защиту граждан от актов террора. В этой связи сама Программа и работа школы по ее реализации должны отражать адекватные ожидания общества и восприниматься им:
  • как существенная психологическая составляющая ответа России на вызов российскому и мировому сообществу со стороны международного и внутреннего терроризма;
  • как проявление решимости государства и общества вместе со всем цивилизованным миром бескомпромиссно противостоять террористическим угрозам;
  • как стремление государства и общества предупредить молодых людей от участия в экстремистских действиях, приводящего к слому реальных позитивных жизненных планов и перспектив молодого человека.

Это определяет комплекс общих и специфических целей и задач Программы.

Специфическая цель Программы: содействовать развитию активного неприятия экстремизма и терроризма учащимися школ и других учебных заведений Российской Федерации, их родителями и учителями, способствовать ослаблению психологических предпосылок возникновения этих антисоциальных явлений в данном регионе.

Специфические задачи Программы:

1. Формировать у школьников, их родителей и учителей представления:

а) о порочности экстремизма как способа решения отдельных противоречий в сферах межнациональных и межконфессиональных отношений между людьми;

б) о несостоятельности терроризма как основного средства достижения целей политическими экстремистами.

2. Способствовать выработке у школьников, их родителей и учителей:

а) иммунитета к попыткам экстремистских кругов влиять на сознание граждан России;

б) психологической устойчивости перед угрозами терактов.

3. Передавать учащимся, их родителям и учителям элементарные сведения:

а) о правилах поведения в целях предупреждения терактов;

б) о правилах поведения при теракте.

4. Оказывать влияние на предупреждение появления среди школьников, их родителей и учителей:

а) немотивированных опасений и слухов о фатальной неизбежности терактов и необоснованного ограничения прав граждан;

б) элементов экстремистских воззрений.

Общие цель и задачи Программы, а также ее учебно-методического обеспечения одновременно отвечают общим целям и задачам гражданского воспитания и образования школьников, среди которых ключевыми для «антитеррористического сегмента» являются:

Общая цель: развитие гражданственности, чувства ответственности за себя и свое будущее, свою семью и близких, будущее России.

    Общие задачи:
  1. Воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной.
  2. Формирование политической, нравственной и правовой культуры личности.
  3. Воспитание в духе мира, уважения прав и свобод человека и гражданина.
  4. Развитие толерантности.


Основные средства реализации Программы

Указанный выше комплекс общих и специфических целей и задач Программы определяет наиболее перспективный путь ее реализации в регионах Российской Федерации — в системе гражданского воспитания и образования учащихся – как в учебной работе (на уроках по предметам общественно-политического цикла), так и во внеклассной внешкольной деятельности.

Дополнительной предпосылкой успеха такого подхода является достаточно высокий уровень и длительный период работы авторского коллектива первого отечественного воспитательно-образовательного курса «Граждановедение», разработанного Центром «Гражданин» с участием специа-листов школ Брянской, Вологодской, Кировской, Ростовской, Самарской, Тверской, Челябинской областей, Краснодарского края, Республики Адыгея (с 1991 г.), Астраханской области (с 1993 г.), Кабардино-Балкарской Республики и Волгоградской области (с 1994 г.), Ставропольского края (с 1997 г.).

Однако следует признать, что вся работа по гражданскому образованию и воспитанию в указанных регионах, как и в Российской Федерации в целом, длительное время велась без необходимого внимания государства, носила стихийный характер и в определенной мере воспроизводила не всегда самые лучшие зарубежные образцы и технологии.

* * *

    Практика показывает бесперспективность попыток эффективного внедрения в работу массовой школы каких-либо инноваций, если они:
  • обладают содержанием, изолированным от реалий общественной жизни;
  • осуществляются без основного пособия для учащихся того или иного возраста, без специально разработанного содержания, обеспечивающего педагогу планирования занятий;
  • требуют громоздкой специальной дополнительной подготовки или переподготовки педагога, выходящей за пределы его основной профессиональной компетенции;
  • не оснащены добротным методическим обеспечением с момента начала внедрения;
  • не учитывают специфических этнических особенностей населения и геополитических особенностей региона.


    Это существенно влияет на определение оптимальных средств (условий) реализации Программы в регионах России. К ним можно отнести:
  1. Включение в план школы специальной системы воспитательных занятий или соответствующих сегментов в действующие учебные предметы.
  2. Методическое обеспечение процесса занятий.
  3. Наличие методических разработок специальных внеклассных и внешкольных занятий (тренинги, акции, проектная деятельность и т. д.).
  4. Обеспечение методической подготовки педагогов.
  5. Наличие системы мониторинга процесса и результатов работы.

Настоящая программа может быть реализована в системе учебных занятий в федеральной части учебного плана школы по специальному курсу-модулю «Граждановедение.Антитеррор» для 7—9 классов с адаптацией его содержания к специфике региона (в составе одного из обязательных предметов, например обществознания), а также на классных часах. Это позволит избежать трудностей, связанных с содержанием учебного плана, а также оперативно преодолеть ведомственные барьеры.

Работа по программе на федеральном уровне обеспечивается единым пособием для учащихся 7 – 9 классов «Граждановедение. Антитеррор».

    Для реализации программы в регионах и муниципальных образованиях разработчики:
  • обеспечивают тиражирование и своевременную доставку в регион соответствующего учебного пособия для учащихся, включающего методическую систему проведения занятий;
  • осуществляют предварительную методическую подготовку учителей в пределах 1—2-дневных методических семинаров на базе региональных методических служб при непосредственном участии разработчиков программы и пособий, а также лучших российских преподавателей «Граждановедения»;
  • согласовывают задачи и разделение функций между представителями федеральных и региональных научно-методических служб в обеспечении работы школ на основе координации и взаимодействия с постепенной передачей регионам основных функций методического руководства;
  • обеспечивают социальную поддержку Программы: информирование родителей, консолидация средств массовой информации, включение школ в систему получения грантов, подключение органов государственной власти и местного самоуправления, заинтересованных общественных и конфессиональных объединений и т. д. (при координирующей роли школы).


Основные компоненты Программы

1. Пособие «Граждановедение. Антитеррор» для учащихся 7 – 9 классов, их родителей и учителей разрабатывается на основе местного материала и с участием местных специалистов, что существенно повышает степень эмоционального восприятия школьниками и в целом, профилактический потенциал программы.

Эта книга для учащихся не предназначена для решения традиционных образовательных задач традиционными средствами, а призвана выполнить воспитательно-образовательные функции посредством развития отношений учащихся, их родителей и учителей к специфическим явлениям общественной жизни, адекватных интересам общества и государства. В основе этого подхода лежат научно-теоретические исследования, а также 20-летний опыт успешной работы многих тысяч учителей Российской Федерации по преподаванию первого отечественного воспитательно-образовательного курса «Граждановедение».


В качестве основных определены следующие требования, которые представлены здесь в сжатом виде исключительно лишь для обозначения принципов отбора содержания пособия:

а) тексты должны быть лишены выраженной обучающей направленности; они нацеливаются не на усвоение каких-либо научных знаний, а на развитие у школьников представлений о позитивных жизненных целях и перспективах, которые открываются перед каждым гражданином в реформируемой России; эти перспективы усиливаются по мере реализации каждым растущим гражданином своей личной программы саморазвития;

б) на фоне позитивной информации о будущем России раскрывается отвратительный характер экстремизма и терроризма, мешающих российскому обществу достигать высоких результатов во всех сферах жизни; показывается, как эти явления могут стать препятствием для тех, кто стремится к достижению успеха и счастья в своей стране честным отношением к учебе и труду;

в) раскрываются те достоинства и недостатки личности, которые проявляются в конструктивной или разрушительной деятельности по отношению к близким, обществу, самим себе; отдельные качества в человеке являются предпосылками для становления на путь экстремизма (зависть, жадность, лицемерие, властолюбие, предельное самолюбие и т. д.) и терроризма (слабоволие, необразованность, жестокость, бесчеловечность, агрессивность и т. д.);

г) даются обобщенные психологические портреты экстремиста и террориста, которые не могут вызывать уважения порядочных людей (фанатизм, низкий уровень культуры, отсутствие совести, безжалостность, бессердечие и т. д.);

д) раскрываются низменные мотивы действий экстремистов, которые проявляются в террористических акциях: посеять страх и неуверенность, недоверие к властям, дестабилизировать экономическую и политическую жизнь и т. д.;

е) показывается циничный характер действий террористов, который заключается в причинении вреда ни в чем не повинным людям, что влияет на эффективность деятельности государства по предупреждению и подавлению террористической деятельности;

ж) дается общая информация о работе спецслужб государства, которая направлена на обеспечение безопасности граждан; показываются их задачи, растущая эффективность, объективные трудности в борьбе с терроризмом;

з) раскрываются моральные и правовые аспекты ответственности за экстремистские и террористические действия;

и) сообщаются общие сведения о правилах поведения граждан в экстремальных ситуациях, связанных с террористической деятельностью;

к) обосновывается общая неэффективность террористических действий как средства достижения политических целей в сильном государстве.

Профилактический потенциал занятия реализуется через единство образовательных и воспитательных функций специально отобранного материала.

На занятии это обеспечивается в процессе передачи сведений, которые объективно развивают информационную базу сознания, влияющую на поведение личности (моральная ответственность, юридическая ответственность, регулятивные функции морали и права, подлинные и мнимые жизненные ценности, запреты и предписания, причины тяжких последствий, условия личного успеха и т.д.).

Основным критерием отбора содержания занятий, методического обеспечения является высокая степень их профилактической направленности, достигаемая за счет применения интерактивных методов и эмоциональной вовлеченности подростков.

Содержание учебного пособия должно быть проблемным, динамичным, эмоционально насыщенным, по смыслу приближенным к некоторым проявлениям повседневных атрибутов молодежной субкультуры. Только это позволит взломать «коды», при помощи которых подростки закрываются от жизненно важной информации, исходящей от официальных структур и воспринимаемой ими как назидание.

Пособие подлежит обязательному рецензированию местными специалистами.

2. Методическая подготовка педагогов.
Включает проведение специального обучающего семинара. Он проводится с участием членов авторского коллектива и ведущих специалистов-практиков (в основном классных руководителей и преподавателей «Граждановедения» из других регионов. Семинар предполагает проведение показательных занятий.

3. Обеспечение учебного процесса.
Включает подготовку рукописи, ее рецензирование местными специалистами, другие виды предварительной экспертизы, а также тиражирование и доставку в регион.

4. Оценка эффективности Программы
Проводится независимыми экспертами (местными, иногородними и зарубежными специалистами) с помощью периодических контрольных собеседований, анкетирования и анализа документов, фиксирующих ход реализации программы, его недостатки, имевшие место корректировки формы и содержания используемых пособий.


Предполагаемые сроки подготовки и внедрения Программы

Региональный вариант учебного пособия «Граждановедение. Антитеррор» для учащихся 7-9 классов, их родителей и учителей может быть разработан и внедрен в регионе в течение трех месяцев с момента подписания договора.

Методическая подготовка педагогов, которые будут обеспечивать преподавание воспитательно-профилактического курса-модуля осуществляется в согласованные сроки в рамках 1-2-дневного методического семианара.

Включение механизмов социальной поддержки Программы обепечивается разработчиками на системной основе и во взаимодействии с местными органами государственной власти и муниципального самоуправления.

Первые итоги организационного периода могут быть обсуждены с представителями администрации региона или города, руководителями органов образования и методических служб в течение текущего учебного года в регионе или в Москве.

После завершения начального этапа внедрения, Программа реализуется постоянно на циклической основе (в течение каждого учебного года) и не требует дополнительного финансирования, поскольку становится самовоспроизводимой.

С 2009 года сегмент «Граждановедения», направленный на профилактику экстремизма и нейтрализацию идеологии терроризма, вошел в состав нового воспитательного комплекса «Я – гражданин России»

В нем большая часть пособий по-прежнему содержит материалы, направленные на решение этих задач. Основное содержание этой воспитательно-профилактической программы теперь заключено в книгах-модулях «Мы – против экстремизма» для 7 класса (№ 12) и «Антитеррор» для 8 класса (№ 15).

Профилактическая эффективность «Граждановедения» подтверждена широкой многолетней практикой всероссийского масштаба. В этом огромная заслуга представителей первого поколения учителей-граждановедов и методистов, которые были разработчиками методических основ первого отечественного воспитательно-образовательного курса: Н.С.Коваленко, П.П.Артюхов, В.С. Сивакова и И.Г.Якимович (Брянск), Ю.И.Латышев, Л.П.Сафонова, И.В.Скворцова, О.В.Рыжов и М.А.Шкробова (Ульяновск), Н.А.Кузьмина (Орел), А.И.Поздеева, Н.А.Чернышева, В.И.Самоделкин и Т.В.Верещагина (Киров), Е.В.Попова и Т.Н.Авдеева (Тамбов), И.Ю.Горева, П.С.Даминова, Н.Марков и М.А.Вольпова (Новоуральск Свердловской обл.), В.П.Пахомов (Самара), Л.А.Дорошенко, Г.Комиссарова, А.Л.Лопырина и А.Г.Родионов (Тольятти Самарской обл.), Л.Г.Король (Ростов-на-Дону), Т.А.Корнева (Волгоград), В.С.Папин (Тверь), Л.Д.Ибрагимова (Челябинск), Н.А.Коровина (Оленегорск Мурманской обл.), Н.А.Дроздова (Астрахань), М.А.Белялова (Краснодар), Г.П.Романь (Калинград), Л.А.Амосова (Вологда), Л.А.Остапенко (Нижний Новгород), В.В.Гаврина (Черноголовка Московской обл.), Т.Н.Поглазова (Новый Уренгой), Л.Н.Белова и В.И.Шепилова (Москва), А.И.Гавриков и О.В.Борисова (Калуга), С.С.Левинзон (Хабаровск) и многие другие.

Впоследствии многие из них стали соавторами ряда самостоятельных направлений гражданского воспитания и образования.

 
No images

Заказ книг

Форма где можно указать параметры заказа и свои координаты

Поиск по сайту

Популярыне теги