Главная Профилактика правонарушений Профилактика правонарушений

Профилактика правонарушений

E-mail Печать PDF

К числу наиболее острых проблем современной общественной жизни относится резкий, если не катастрофический всплеск правонарушений среди молодежи, распространение аморализма и жестокости в молодежной среде. На это все чаще указывают высшие руководители страны, а также представители руководства всех правоохранительных органов России.

Однако, лучше других проблему чувствуют школьные педагоги. При этом почти никто из них открыто не признает, что от учащихся в их школе исходит скрытая угроза, творится нечто, заставляющее настороженно относиться к «обычным шалостям» в ожидании чего-то по-настоящему серьезного.

Чаще всего, на прямой вопрос о состоянии поведения в их школе, педагоги горячо заявляют, что у них-то все в порядке. В каких-то школах, действительно, в порядке. Но в неформальной обстановке от большинства педагогов можно услышать правду, которая проливает свет на причины даже таких явлений, как убийство учениками принципиального учителя, как избиение прямо на уроке пожилой преподавательницы физкультуры и многого подобного этому. Причины эти понятны – высочайший уровень аморализма, разлитый в обществе, полное отсутствие чувства ответственности за свои действия, жажда удовольствий и обладания материальными ценностями, культ силы и привлекательный образ насилия, всего того, что в незрелых мозгах ассоциируется с простым словом «Круто!».

Все признают, что антисоциальное поведение школьников – это результат искажения норм и ценностей в жизни семьи, отсутствия организованного воспитания в школе, влияния неформальных объединений подростков, воздействия средств массовой информации, интернета и т.д. И при этом практически ничего не делается для того, чтобы школа вновь стала центром воспитания, потянула за собой на свет Божий цепочку утраченных педагогических ценностей, которые были заложены в традициях отечественной педагогики.

Кроме великолепного опыта А.С.Макаренко по организации общего процесса воспитания и перевоспитания, в недавнем прошлом существовала и узконаправленная практика педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Одним из ее идеологов был видный криминолог, доктор юридических наук, профессор Г.М. Миньковский. Несколько лет он плодотворно сотрудничал с Центром «Гражданин» и внес весомый вклад в реализацию идеи предупреждения антисоциальных проявлений среди школьников-подростков.

Авторский коллектив отдает отчет в том, что проблему преступности невозможно решить одними словесными воздействиями, тем более на уроках по каким-либо предметам, якобы обладающим неким «воспитывающим компонентом». Нет таких предметов и нет такого компонента, хотя бы потому, что ни один учитель не станет в нынешних условиях отвлекаться от основной задачи – за 40 минут урока дать детям тот фрагмент знаний, который понадобится им для успешной сдачи ЕГЭ или аттестации учителя как … учителя.

Авторский коллектив Центра «Гражданин» понимает, что для реальной борьбы с преступностью нужны серьезные меры социально-экономического характера, изменение нравственно-политического климата в стране. Необходимы крупные капиталовложения. И нужна хорошая система ранней общей профилактики.

Внутри этой системы на специально организованных школьных занятиях даже словесное воздействие может дать весомый результат. А если его соединить с системой деятельности (спорт, труд, творчество, организованное общение и пр.), то это и станет системой профилактики. Точнее: это может стать системой воспитания, частью которой станет ранняя профилактика.

Именно это и удалось доказать Центру «Гражданин» в результате реализации специальной программы «Граждановедение. Ответственность за правонарушения» для учащихся 7 – 9 классов, разрабатывавшейся в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Положительный эффект от ее внедрения в ряде регионов составляет 35-40 процентов снижения общей криминализации подростковой среды (в распоряжении «Центра «Гражданин» имеются относительно надежные способы мониторинга, подтвержденные практикой). В отдельных регионах уровень этого снижения был близок к 60 процентам.

Именно такого гигантского снижения уровня девиантного поведения среди школьников удалось добиться педагогам целого региона всего за 2 года. Именно такой результат был зафиксирован в 1996-м году в Брянской области на заседании совместной коллегии органов образования и внутренних дел. Там было признано, что сработала воспитательно-образовательная профилактическая программа «Граждановедение. Ответственность за правонарушения». Ее организованное внедрение и реализация в каждой школе области под эгидой зам. главы областной администрации снизили уровень общей криминализации школ именно в тех видах проступков и правонарушений, на которые программа была направлена.

Высокие результаты показали педагоги города Новоуральска Свердловской области, где программу тщательно курировало высшее руководство города и городского управления образования. Одновременно в Новоуральске по рекомендациям Центра «Гражданин» к реализации программы подключилось специальное подразделение (2 офицера) из сотрудников городского ОВД.

Результаты, близкие к 45 процентам снижения общего уровня проявлений девиантного поведения, были зафиксированы во многих городах и районах десятков субъектов Российской Федерации, где программа внедрялась наиболее организованно благодаря заинтересованному отношению органов управления образованием.

Развитие программы профилактики правонарушений школьников, разработанной Центром «Гражданин», проходило в 3 этапа:

1) В 1993-1997 годах программа «Ответственность за правонарушения» реализовывалась в 7-9 классах в виде отдельного воспитательно-образовательного курса-модуля в общем комплексе «Граждановедение». Она обеспечивалась пособием для учащихся, имевшим гриф Министерства образования «Рекомендовано», программой и методическим пособием, опубликованными в 3-м и 4-м номерах «Методического альманаха», периодически выпускавшегося издательством центра «Гражданин».

Ключевым компонентом, обеспечивающим работу педагога, являлось пособие для учащихся, издававшееся отдельно для различных регионов и муниципальных образований. Это означало, что основной текст, содержащий «федеральный профилактический компонент», адаптировался к условиям той или иной местности. Это приблизительно на 25 процентов усиливало воспитательно-профилактический эффект занятий. Дети понимали, что разговор с ними ведется на фактах из жизни, которая рядом с ними, окружает их постоянно, и то, о чем говорится в тексте, может случиться не где-нибудь на Камчатке, а с ними, с их друзьями, на их улице в Тамбове или Челябинске. Впоследствии такой подход был восстановлен при разработке других курсов-модулей.

Всего в период с 1994 по 1996 гг. адаптированные пособия «Ответственность за правонарушения» были подготовлены для 25 областей и городов России. Наибольший профилактический эффект, ограниченный временем действия пособия из-за предельной простоты его полиграфического исполнения (2-3 года), был достигнут в следующих территориях:
Брянская область
Волгоград
Кировская область
Москва
Новоуральск Свердловской области
Новый Уренгой (Ямало-Ненецкий автономный округ)
Орел
Ростов-на-Дону
Тверская область
Тольятти
Челябинская область

2) В 1997 – 2008 годах программа «Ответственность за правонарушения» обеспечивалась основным учебным пособием федерального значения. Ее авторский коллектив расширился за счет специалистов высшей квалификации – академика РАО Д.В. Колесова, профессоров С.В.Максимова, В.В.Фортунатова, А.Н.Мусаева.

Однако, к сожалению, прекратилась адаптация программы к региональной специфике. Это произошло из-за роста спроса на нее на рынке педагогической продукции во всех субъектах Российской Федерации, а также в связи с переходом Центра «Гражданин» на издание нового поколения пособий для учащихся совместно с издательским домом «Дрофа». Профилактический сегмент по-прежнему присутствовал в каждом из 5 пособий по курсу «Граждановедение» (с 5 по 9 класс), но специальная профилактическая программа и пособие для учащихся издавались только для 7 класса.

В значительной мере это усложнило реализацию воспитательно-профилактической функции общей программы «Граждановедения»: возник переизбыток уголовно-правовой тематики для занятий в течение лишь одного учебного года. Однако, это положение корректировалось за счет разработанных Центром «Гражданин» вариантов тематического планирования занятий. Теперь пособия большими тиражами издавались для всех школ Российской Федерации. Зато существенно улучшилось качество полиграфического исполнения основной книги для учащихся. Были выпущены методическое пособие для учителей, а также рабочая тетрадь.

Пособие для учащихся «Граждановедение. Ответственность за правонарушения» и методическое сопровождение к нему, по настоящее время находят широкое применение в педагогической практике в большинстве субъектов Российской Федерации.

Пособия для учащихся «Ответственность за правонарушения» для 7 класса и «Наш выбор: без наркотиков» для 7 – 9 классов были обсуждены на заседаниях Федерального экспертного совета Министерства образования и науки России. Вместе с другими пособиями по курсу «Граждановедение» им был присвоен гриф министерства. Оба учебных пособия, а также поурочные методические пособия к ним для учителей были включены в Федеральный перечень учебно-методических и методических изданий Министерства образования и науки Российской Федерации.

Эти и все другие пособия по «Граждановедению» входили в федеральные перечни Министерства до тех пор, пока не был создан единый Федеральный перечень учебников, не включающий пособия для учащихся и методическую литературу.

В последующие годы Центр «Гражданин» просто не представлял свои пособия в Федеральный экспертный совет для получения грифа. В этом уже не было необходимости: сохраняя статус пособий, все книги Центра «Гражданин» оставались сверхвостребованными на рынке педагогической продукции для учащихся. В то же время ряд других изданий, направлявшихся на развитие гражданственности учащихся и заполучивших статус учебников (что противоречит здравому смыслу), так и не снискали какого-либо значимого признания и распространения в массовой практике.

О сложности разработки системы профилактических занятий для подростков свидетельствует факт, что до сих пор не зафиксировано ни одной попытки создать действенный инструмент профилактики правонарушений среди школьников, который бы предусматривал осуществление успешной профилактики в массовом порядке. Ссылки на включение в воспитательно-профилактических целях элементов уголовного права в различные пособия по обществознанию, праву и другим предметам, у специалистов могут вызвать только ироническую усмешку: профилактический эффект достигается особым отбором материала из массива уголовно-правового законодательства и средствами его специальной методической интерпретации.

3) С 2009 года сегмент «Граждановедения», направленный на профилактику правонарушений, вошел в состав нового воспитательного комплекса «Я – гражданин России» (см. НОВЫЕ ПРОГРАММЫ) В нем большая часть пособий по-прежнему содержит материалы, направленные на профилактику правонарушений.

Основное содержание воспитательно-профилактической программы «Ответственность за правонарушения» теперь заключено в книгах-модулях «Закон и ответственность» для 7 класса (№ 8) и «Наши права и ответственность» для 8 класса (№ 14).

Отечественная и мировая практика свидетельствуют, что хорошо организованная воспитательно-образовательная система, включающая современные педагогические технологии и направленная на профилактику, может дать школе ощутимые результаты.

Это касается, прежде всего, подростков из группы риска, то есть тех молодых социально незрелых людей, личностное развитие которых осложнено влиянием отрицательных социально-психологических факторов. К ним относятся: сложности адаптации к учебному процессу и к жизни школы; проблемы культурно-образовательного уровня семьи и семейных взаимоотношений; подверженность негативному воздействию средств массовой информации; неблагоприятное социальное окружение и др.

Включив в свою воспитательную систему профилактический сегмент, направленный на предупреждение правонарушений средствами словесного воздействия, школа, как минимум, сможет считать, что исполнила долг перед своими питомцами:

а) сообщила необходимый минимум сведений о сложностях и противоречиях окружающей жизни, об опасностях, которые ожидают вчерашних выпускников в социуме, о личной ответственности гражданина перед государством и уголовным законом;

б) способствовала развитию мотивов правомерного поведения как разумной альтернативы бездумным проявлениям правового нигилизма в сфере уголовного законодательства.


Профилактическая эффективность «Граждановедения» подтверждена широкой многолетней практикой всероссийского масштаба. В этом огромная заслуга представителей первого поколения учителей-граждановедов и методистов, которые были разработчиками методических основ первого отечественного воспитательно-образовательного курса: Н.С.Коваленко, П.П.Артюхов, В.С.Сивакова и И.Г.Якимович (Брянск), Ю.И.Латышев, Л.П.Сафонова, И.В.Скворцова, О.В.Рыжов и М.А.Шкробова (Ульяновск), Н.А.Кузьмина (Орел), А.И.Поздеева, Н.А.Чернышева, В.И.Самоделкин и Т.В.Верещагина (Киров), Е.В.Попова и Т.Н.Авдеева (Тамбов), И.Ю.Горева, П.С.Даминова, Н.Марков и М.А.Вольпова (Новоуральск Свердловской обл.), В.П.Пахомов (Самара), Л.А.Дорошенко, Г.Комиссарова, А.Л.Лопырина и А.Г.Родионов (Тольятти Самарской обл.), Л.Г.Король (Ростов-на-Дону), Т.А.Корнева (Волгоград), В.С.Папин (Тверь), Л.Д.Ибрагимова (Челябинск), Н.А.Коровина (Оленегорск Мурманской обл.), Н.А.Дроздова (Астрахань), М.А.Белялова (Краснодар), Г.П.Романь (Калинград), Л.А.Амосова (Вологда), Л.А.Остапенко (Нижний Новгород), В.В.Гаврина (Черноголовка Московской обл.), Т.Н.Поглазова (Новый Уренгой), Л.Н.Белова и В.И.Шепилова (Москва), А.И.Гавриков и О.В.Борисова (Калуга), С.С.Левинзон (Хабаровск) и многие другие.

Впоследствии многие из них стали соавторами ряда самостоятельных направлений гражданского воспитания и образования.

 
No images

Заказ книг

Форма где можно указать параметры заказа и свои координаты

Поиск по сайту

Популярыне теги