Главная Профилактика правонарушений Об особенностях профилактики правонарушений среди школьников средствами словесного воздействия.

Об особенностях профилактики правонарушений среди школьников средствами словесного воздействия.

E-mail Печать PDF

Бывает нелегко доказывать очевидные истины. Например, что включение в правовой или обществоведческий курс каких-либо правовых сведений еще не гарантирует разрушающего удара по правовому нигилизму. Или, что примитивное включение элементов уголовного права в образовательную программу само по себе не способствует профилактике правонарушений.

Главным здесь является не отбор соответствующих теме занятия элементов права, а грамотная педагогическая интерпретация уголовного закона, «растворение» его в значимых для подростка сведениях об окружающей его повседневной жизни. Кроме того, это «растворение» должно быть эмоционально насыщенным, то есть, попросту говоря, интересным для детей.

Причем, эта непростая операция должна совершаться авторами профилактических программ с расчетом, что в этом виде ее элементы на практике могут быть эффективно воспроизведены школьным педагогом, не имеющим специального юридического образования.

Учитель – не юрист, и он имеет право не разбираться в тонкостях юридической науки, в текстах учебников, которые выверены с позиций права, но не учитывают педагогической значимости этих текстов, особенности их восприятия детьми и возможности их использования рядовым учителем в массовой практике.

Эта мысль находит лучшее подтверждение в тех случаях, когда неподготовленному в правовом отношении учителю поручают (доверяют) оценивать педагогическую значимость соответствующих материалов.

Самым ярким примером безграмотности, представляющей опасность для авторитета всего экспертного сообщества, явилось письменное свидетельство в виде рецензии на ряд пособий по «Граждановедению», которую в 2002 году представил на Федеральном экспертном совете учитель А.Э. Безносов К счастью после статьи в «Учительской газете» этот «эксперт» (вместе с рядом других) благополучно покинул не ему принадлежавшее место.

Однако, у безграмотной рецензии оказалось весьма положительное свойство – в ответе на нее появилась возможность прояснить некоторые аспекты специфики профилактической программы «Граждановедение. Ответственность за правонарушения».

Для этого приводим фрагмент из ответа авторского коллектива на рецензию А.Э. Безносова.

«Труднее всего согласиться с замечаниями рецензента в адрес той части пособий, которая направлена на профилактику правонарушений. Почему-то она оценивается рецензентом с «точностью до наоборот»:

а) в упрек автору ставится использование случая с падением ребенка на груду битого кирпича из-за небрежности другого ребенка.

Разумеется, может быть и другой подход – например, разъяснить, что «на стройплощадке шалить не следует». Но кто из современных детей повернет голову в сторону такого призыва? Возможно, отличники, которые вообще на стройплощадки не ходят. Их внимание к такому тексту будет обеспечиваться ориентиром на «оценку за выученное». Достижение реальных профилактических целей на уроке может быть обеспечено только живым разговором, и только о том, что проблемно, что узнаваемо, что содержит элемент интриги. В данном случае через этот пример (падение на груду кирпича) достигаются две цели – детей предупреждают о том, о чем с ними иначе никто и никогда не поговорит (кроме милиционера после совершения правонарушения) – о юридических последствиях бездумных, неосторожных действий. Дети также узнают о правоприменительных функциях государства, которое вмешивается в жизнь граждан тогда, когда для этого возникают юридические основания. Именно эти цели в тексте и достигнуты;

б) настораживает (используя смягченную лексику самого рецензента) та легкость, с которой А.Э.Безносов судит о вещах, досконально проработанных в отечественной и зарубежной криминологии, а также в педагогической теории предупреждения отклонений в поведении подростков. Так, рецензента удивляет многократное использование в текстах пособий статей Уголовного кодекса. Цитата: «а статья «Хулиганство» приводится в учебнике для 5 класса аж два раза! Детям как бы говорится: «смотрите, что с вами будет, если вы так поступите».

Дело в том, что детям «не как бы», а именно это и говорится. Только не так грубо и прямолинейно, как это представлено в рецензии. Включение в контекст пособий проблемных ситуаций, которые раскрывают, например, функции государства, абсолютно не предполагает, что детям «будет страшно». Все дети на уроке, действительно, познакомятся с праворегулирующими функциями государства. Профилактическое воздействие занятия на них – косвенное. Но среди «всех детей» есть такие, которые слушают рассказы «бывалых людей» о том, что «малолеткам ничего не бывает», «что настоящий мужчина – тот, кто отсидел», что «и в колонии люди неплохо живут», что «настоящие друзья бывают только в «зоне» и т.д. Именно эти дети в особом контексте учебников и занятий по ним рассматриваются как объект прямой профилактики. В этом и заключается особая ценность таких уроков. И это давно и многократно отмечено в специальной литературе (см. В.Н.Кудрявцев. Социальные отклонения. Механизмы поведения, отклоняющегося от нормы. Юридическая литература, 1989, стр. 171- 202.

в) еще одно замечание рецензента – относительно режима содержания осужденных – демонстрирует, мягко говоря, неосведомленность о реальном состоянии дел в сфере подростковой преступности. В пособии для 7 класса предпринята попытка реализовать один из постулатов практически всех концепций профилактики правонарушений – необходимость своевременно принимать меры по нейтрализации в сознании немалого числа молодых людей тяги к так называемой «уголовной романтике». Она проявляется далеко не только в блатных песнях, которые в современной России официально встали в один ряд с другими песенными жанрами. Она в том, что в среде молодежи очень широко распространены мифы о признаках «крутости» – отсутствии страха перед «ментами», уверенность в безнаказанности, привлекательные образы тех, кто «уже отсидел» и т.д. «Проникновение преступной идеологии в молодежную среду подтверждает то обстоятельство, – пишет Т.Г. Татидинова, – что в сознании некоторой части подростков и молодежи укрепляется мнение о том, что быть судимым, носить знаки принадлежности к преступному миру чуть ли не признак высочайшей доблести. Такое мнение преобладает среди 13-14-17 – летних подростков, студентов вузов и особенно техникумов, семей из детей рабочих и госслужащих; 10,4% опрошенных полагают, что этот факт дает право на особое положение «сильного» в обществе». Именно это имел автор в виду, сравнивая с «козлами», «медведями», «баранами» тех, кто претендует на уголовно-романтический авторитет в кругу подростков. Цель ввода в оборот этих эпитетов проста – создать эмоциональный фон их восприятия и подорвать уверенность подростков в «крутости» тех, кому эти эпитеты посвящаются.

Впрочем, рецензент имеет право не знать, что именно отсутствие такого разговора с детьми приводит в колонии от 30 до 40 процентов несовершеннолетних правонарушителей. Это те дети, которым никто никогда зримо и отчетливо не показывал реальность перспектив наступления уголовной ответственности, механизмы втягивания в преступную деятельность, особенности отбывания уголовного наказания. Кстати, статья УК РФ «Хулиганство» является самой распространенной в правоприменительной практике в отношении подростков. Этим обусловлено ее многократное (и после 5 класса) воспроизведение в пособиях (это замечание было актуальным в период действия УК РФ в конце 90-х годов до изменения состава преступления по статье «Хулиганство» - прим. ред.).

Обращаем внимание на то, что нет смысла далее объяснять очевидное для специалистов. Все эти вопросы в пособиях для 5 и 6 класса, а особенно – для 7-го, были тщательно выверены с участием крупнейшего российского криминолога (ныне покойного) профессора Академии МВД РФ Г.М.Миньковского (см. Г.М.Миньковский, Я.В.Соколов. Граждановедение. Ответственность за правонарушения. Учебное пособие для учащихся 7 – 9 классов, их родителей и учителей. М. НВЦ «Гражданин», М., 1995). Эта работа, изданная для школ 19 регионов России, стала прообразом рецензируемого учебника для 7 класса.

Теоретические основы именно таких подходов к профилактике правонарушений изложены в многочисленных научных и методических трудах (см. например: В.Н.Кудрявцев, С.В.Максимов, Г.М.Миньковский и др. Преступность в России: состояние, прогноз, проблемы контроля. Монография. М., «Круглый стол бизнеса России», 1997;

Методика правового воспитания учащихся. Учебное пособие для студентов пединститутов. Под ред. А.В.Мицкевича и В.М.Обухова.М., Просвещение, 1982).

 
No images

Заказ книг

Форма где можно указать параметры заказа и свои координаты

Поиск по сайту

Популярыне теги